Получив не так давно новый статус учителя-пенсионера и дедушки внуков младшего школьного возраста, снова, признаюсь, с интересом читаю вместе с детьми их любимые книги, журналы, смотрю мультики… Всегда обязательно обсуждаем, размышляем с малышами над тем, что узнали, чему научились, выясняем, что хорошего можно применить к себе, как это сделать.
Отыскивая везде уже по привычке обучающее и воспитывающее для младших, всегда находишь что-то полезное и для нас, взрослых. После прочтения рассказа Надежды Радченко «Я – Джинн» испытал противоречивые чувства – радость и одновременно сильное огорчение, – о чем и хотелось бы поделиться с читателем нашей газеты.
На первом уроке английского языка Женя узнал от учительницы, что его имя переводится как Юджин, но, не разобравшись до конца, уловив лишь знакомое слово «джинн», вообразил, что он волшебник и теперь сможет выполнять все свои желания.
После занятий мальчик пожелал: «Пусть меня сегодня бабушка заберет, а не мама». И надо же – его желание сбылось! В вестибюле школы мальчика ждала бабушка.
Конечно, приятно, что дети любят бабушек. А то ведь сколько раз приходилось слышать, как родители пугали ребенка, что отправят к бабушке, если он будет плохо себя вести. Но почему же в нашем примере ребенок не хочет, чтобы его встречала мама? И как вести себя с детьми родителям, чтобы именно они были самыми дорогими и всегда желанными?
Ссоры, грубость, авторитарное, приказное, нередко оскорбляющее общение, назидательные наставления, запреты, отсутствие у взрослых терпения, уважительного отношения к детям, непонимание возникающих проблем, что, к сожалению, уже стало у нас распространенным явлением и дома, и на улице, а теперь и в школах, побуждает детей искать защиты и поддержки в том числе у бабушек и дедушек.
Вот так, постепенно, незаметно, и обрываются тонкие ниточки доверительности, искренних откровений, душевного тепла в близких родственных отношениях.
Очень хорошо, что наш президент Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию заявил, что среди главных ценностей российского общества сейчас на первый план вышла семья как главный институт формирования личности, и поручил правительству подготовить целостную программу по поддержке прежде всего семей с детьми.
Однако устранение причины разрушения семейных устоев, неблагополучия в них, снижения авторитета родителей, утраты мудрых народных традиций воспитания – многофункциональная задача государства, и решение ее определяется не только материальными возможностями, новыми гарантированными мерами финансовой помощи родителям в укреплении семьи, заботы о детях.
Требуется и серьезная работа по духовно-нравственному воспитанию, культурному обогащению, следует активнее пропагандировать среди молодежи семью как школу любви, счастья, тепла, хранительницу традиций и опыта многих поколений, больше говорить о ее огромном влиянии на судьбу каждого человека и всей страны.
Это особенно важно в нынешних условиях, когда западные стратеги сокращения населения ради благ «золотого миллиарда», проповедники разрушения традиционной семьи, где вместо мамы и папы родитель №1 и №2, одобряют однополые браки, всячески убеждают и доказывают бесполезность семьи, которая лишь обременяет человека бытовыми заботами, хлопотами о детях, мешает красиво жить в свое удовольствие и брать от жизни все.
Противостоять этому иностранному безумию, не допустить уничтожения нации, безотлагательно включаться в решение возникающих семейных трудностей обязательно должны и все учебные заведения.
В техникуме, где я долгое время работал директором, успешно осуществлялся социальный проект «Формирование семейных ценностей у студентов». В тесном сотрудничестве с региональным отделением союза «Женщины России» была организована «Школа невест», проведены форум «Женщины в меняющемся мире», дискуссия на тему «Женщина: семья или карьера». 90 процентов студенток отдали тогда предпочтение семье, хотя и признавались, что мечтают и об успехах в профессии.
Завязавшаяся дружба с воспитанниками школы-интерната для детей-сирот, посещение детских приютов помогли задуматься молодым людям об огромной ответственности при создании семьи, необходимости сохранять ее, не обездолить детей.
Ярким и поучительным стал фольклорно-исторический праздник «Все начинается с женщины».
Звучали стихи русских поэтов, народные песни, выступали участники студенческой театральной студии. Всем было очень интересно узнать, как совершались обряды сватовства, обручения, венчания. А какими заботливыми и внимательными проявляли себя юноши в веселом конкурсе «Папаши»!
Работа над реализацией проекта по формированию семейных ценностей, заложенные зерна добра, осознания важности семьи, как показывают наблюдения, приносят желаемые результаты и вселяют уверенность в том, что, несмотря ни на что, семья, как все в природе, вечна и будет существовать всегда.
Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск
Комментарии