search
main
0

Тонкие грани

Как много общего у нас!

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

 

Ребенок – личность со своими интересами, взглядами на жизнь, ценностными установками и принципами; личность, которая заслуживает уважения и понимания. И все же не стоит забывать, что дети только учатся жить. В мире, где не каждый взрослый способен вовремя сориентироваться, ребенку просто необходимы люди, которые направят, дадут совет, помогут. Безусловно, обязанность учителя – стать таким человеком.

Но как ребенок сможет довериться учителю, поделиться с ним своими переживаниями и проблемами? Разговоры на переменах и после уроков об интересах детей, их победах и неудачах вне школы, интересных случаях из их жизни могут стать отличными помощниками в установлении простых человеческих отношений. Я и сам иногда удивляюсь, как много общего у меня с моими воспитанниками!

Важный аспект – совместная продуктивная деятельность. Разумеется, пространством для такой деятельности является урок. Но как вовлечь ребенка в урок, а не заставлять его механически выполнять задания? Вопрос очень сложный, требующий от педагога не только академических знаний предмета, но и наличия таланта. Способов пробудить интерес ученика к предмету очень много: проведение на уроках викторин; дискуссии, на интересующие детей темы; групповые задания; включение в урок интерактивных заданий из МЭШ. Дети очень тонко все чувствуют и видят, когда педагог искренне увлечен своим предметом, а это способствует появлению мотивации к его изучению.

Ценностных компонентов в вопросе воспитания великое множество: гуманизм, любовь к Родине, семейные ценности, здоровье, созидание и другие. Со всеми этими вопросами мы встречаемся в рамках изучения гуманитарных дисциплин. Но важно помнить, что лекция в форме постулатов об общечеловеческих ценностях не даст нужного результата. Гораздо продуктивнее будет организовать дискуссию по всем этим вопросам. Талант педагога – сделать так, чтобы вопросы, связанные с традиционными для нашего общества ценностями, ребенок задавал себе сам. Например, всем известно, что нужно уступать места в транспорте пожилым людям, но одно дело, если учитель донесет это в виде руководства к действию, и совсем другое – если поможет ребятам прийти к этому выводу путем критического осмысления ситуации. Задайте своим ученикам вопросы по этой теме. Почему нужно уступать места пожилым людям? Хотите ли вы, чтобы к вашим бабушкам и дедушкам отнеслись с таким же уважением?

Самое страшное, что может сделать педагог, на мой взгляд, – пуститься в морализаторство. Можно сколько угодно рассказывать детям о вреде курения и алкоголя, но какой в этом толк, если после уроков ученики видят вас с сигаретой в зубах или в отделе спиртных напитков? Особенно опасны голословные поучения: пламенные речи педагога, расходящиеся с его действиями, обязательно приведут к обратному эффекту.

Всем коллегам желаю удачи, терпения и сил в нашем нелегком ремесле – воспитании личности!

Сергей АДЮКОВ, учитель русского языка и литературы школы №1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте