Пожалуй, ни одна проблема не вызывает столько споров и дискуссионных вопросов, как тема патриотизма. Любая инициатива, касающаяся этой области, сразу становится обсуждаемой. Поэтому анонс Министерства просвещения РФ о введении программы исторического просвещения для детей с 1‑го класса и внесении дополнений в учебники по истории для средней школы, а также идея начинать с сентября 2022 года учебную неделю в российских школах с гимна страны и поднятия государственного флага не избежали пристального внимания общества. Что, собственно, и подтвердило исследование ВЦИОМ.
На экспертной дискуссии, которая состоялась на площадке ТАСС, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин рассказал, что в опросе, проведенном буквально по горячим следам, приняли участие 1600 человек от 18 лет. 43% из них – люди, имеющие детей школьного возраста, более 40% респондентов – граждане, у кого дети уже выросли, и те, кто еще не стал родителями. Если исходить из общих позиций, то, как пояснил эксперт, по сравнению с 2014 годом запрос к школе как социальному институту существенно вырос. При этом 85% опрошенных граждан считают, что школа должна прежде всего давать знания, а также обеспечивать доступность дополнительного образования. Любопытно, что вырос и запрос общества к тому, чтобы школа побуждала ребенка к самостоятельному поиску знаний: 66% респондентов считают, что это насущная необходимость.
В ходе опроса появилась новая номинация, затрагивающая вопросы воспитания патриотизма. 67% респондентов ответили, что да, такой запрос к школе существует, правда, мнения относительно новых инициатив Минпросвещения РФ разнятся. Так, 59% граждан поддерживают идею поднятия флага и исполнение гимна перед началом учебной недели. В то же время скорее отрицательное отношение у респондентов (51%) к тому, чтобы детям рассказывали о специальной военной операции на Украине. Также 49% опрошенных не хотят, чтобы в 1-м классе проводился урок истории, хотя 42% граждан относятся к этому скорее положительно. Эксперты отмечают, что это довольно серьезный диссонанс, который должен быть учтен при принятии управленческих решений.
По мнению общественного омбудсмена в сфере образования Амета Володарского, диссонанс рождается оттого, что многие родители не понимают, что и как будут требовать от ребенка. Также этого не понимают педагоги, поскольку с профессиональным сообществом не был обсужден содержательный контент новых инициатив. Кто будет преподавать младшеклассникам историю и в каком формате? В этом возрасте у детей нет навыка фильтрации информации, и они будут воспринимать все сказанное педагогом как истину в последней инстанции, но где гарантия, что ученикам попадется грамотный, тонкий, умный учитель? Психологи говорят, что, к сожалению, неправильно выстроенный урок может вызвать обратную реакцию и совершенно непредсказуемо отразиться на ребенке.
По словам Амета Володарского, сейчас фиксируется устойчивый уход детей на семейную форму обучения, и есть вероятность того, что с введением уроков истории в 1-м классе количество таких учеников только увеличится, потому что родителям важно сохранить базовое чувство у ребенка в этом возрасте – чувство безопасности.
В то же время преподаватель НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Ирина Дядюнова считает, что на детей не будет оказываться негативное психологическое давление, о котором предостерегают некоторые эксперты. Например, если сегодня зайти в любую группу любого российского детского сада, то можно увидеть на стене все символы Российской Федерации, в том числе текст гимна, рисунок флага и т. д. Весь календарный план занятий с дошкольниками также тесно связан с историей страны, в его рамках проводится огромное количество тематических мероприятий. Когда дошкольник приходит в школу, он же не уезжает в другую страну. Все то, что он наблюдал и с чем знакомился в детском саду, просто продолжается в стенах другой образовательной организации. Почему пение гимна должно восприниматься в школе как наказание? По мнению Ирины Дядюновой, в деле воспитания (в том числе патриотизма) неоспоримо важной становится личность педагога. Для ребенка колоссальную роль играют примеры значимых взрослых, которые помогают понять смысл тех действий и слов, которые малыш повторяет.
Как считает главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков, школа является государственным социальным институтом, поэтому не может устраняться от реакции на актуальные вызовы. Ждать, когда будущие историки опишут то, что происходит сейчас, через 30-40 лет, неправильно. Молодежь может остаться в информационном вакууме, который немедленно заполнится контентом, предложенным кем-то другим. Нужны методические материалы для педагогов, содержательная трансформация учебников истории, в которых нужно объяснять, что те процессы, которые происходят сейчас, возникли не вчера и имеют системный характер. И конечно, серьезное внимание нужно уделять подготовке будущих педагогов, чтобы они могли деликатно, качественно, мудро обсуждать с детьми темы, касающиеся такой тонкой материи, как любовь и уважение к истории своей страны, своей семьи. Именно в данной теме формальность просто противопоказана.
Перед школой в очередной раз ставится суперсерьезная задача, считает руководитель группы изучения формирования личности в сфере образования Института социологии РАН Елена Пронина, однако не следует забывать, что воспитание – это прежде всего поле семьи. Здесь дети получают те знания, на основе которых у них формируется отношение и к стране, и к ее историческому пути. Поэтому если уроки истории в начальной школе все-таки будут введены, то необходимо теснейшее взаимодействие семьи и школы. Воспитание, в том числе патриотизма, не принесет должного эффекта без поддержки других социальных институтов.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии