search
main
0

Тонкая материя

Финальный этап конкурса «Имя буквы»

В Институте Пушкина состоялся финал ежегодного конкурса сочинений «Имя буквы» среди учащихся московских школ и колледжей. Перед началом литературной битвы победителей школьного и отборочного этапов вместе с преподавателями пригласили в актовый зал института.

Куратор конкурса – заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Арина Жукова – поздравила участников с выходом в финал и похвалила работы, представленные на заочном этапе.

– Жюри было не так уж просто выбрать победителей заочного этапа. Оценки многих сочинений отличались всего на один балл (максимальный балл – 70). Приятно, что предложенные темы вызвали у ребят живой отклик, мы получили большое количество самостоятельных и очень искренних работ, – сказала Арина Геннадьевна.

Член жюри и заведующий кафедрой мировой литературы Александр Пашков отметил, что конкурс «Имя буквы» в этом году посвящен поэзии, все темы связаны с творчеством и мировоззрением поэтов – юбиляров этого года. Александр Витальевич обратился к финалистам с добрыми пожеланиями:

– Поэзия – тонкая материя, писать по ней непросто, и тем отраднее, что желающих участвовать в конкурсе не стало меньше. Мы желаем, чтобы сегодня вас посетило вдохновение!

Ребятам, прошедшим в финал, вручили сертификаты и сувениры, а учителям, которые их подготовили, – благодарственные письма. Многие педагоги сами вдохновили своих учеников на участие в конкурсе, поддерживали ребят и способствовали их творческому самовыражению.

После торжественной части и поздравлений конкурсанты разошлись по аудиториям для написания финального сочинения. Подросткам было предложено выбрать цитату одного из авторов и поделиться своими мыслями на этот счет.

Ученики 5‑6‑х классов ознакомились с высказываниями Константина Бальмонта (1867‑1942), Игоря Северянина (1887‑1941), Самуила Маршака (1887‑1964) и Юнны Мориц – здравствующей поэтессы, которая в этом году празднует 75‑летие.

Первое место заняла работа девочки, которая выбрала достаточно сложную тему: «Связь человека и вещи». Об этом четверостишие Самуила Маршака:

Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.

Ученица школы №1279 Валерия Эрдниева написала: «Духовная связь бывает разная, но связь человека с вещью, как человека с человеком, – это всегда очень трогательно… Иногда я задумываюсь о чувствах других вещей. О том, что с ними произошло. Это хорошо делать в музеях, где собраны вещи разных эпох. Про некоторые из них можно даже послушать и представить, какая жизнь была у них».

Школьники с седьмого по девятый класс писали сочинение на основе цитат Константина Бальмонта, Арсения Тарковского (1907‑1989), Петра Вяземского (1792‑1878), Константина Батюшкова (1787‑1855).

Семиклассница Анна Тихонова выбрала высказывание Бальмонта «Не будем спорить друг с другом, а будем слушать друг друга. Это гораздо любопытнее».

Анна рассказывает:

– Я писала, что нужно лучше относиться друг к другу. Мне кажется, такую тему нам предложили из-за ситуации в мире, он стал достаточно злым, люди стали агрессивно относиться друг к другу. По-моему, чтобы решить эту проблему сначала нужно принять себя, чтобы потом принять недостатки общества.

Но первое место в этой возрастной группе заняла работа, посвященная поиску себя. Мария Сучкова, ученица школы №1347, выбрала цитату Арсения Тарковского:

Когда тебе придется туго,
Найдешь и сто рублей, и друга.
Себя найти куда трудней,
Чем друга или сто рублей.

По мнению Марии, это правда жизни, по сравнению с которой бессмысленными кажутся даже поиски друга, а про сто рублей и подавно думать не хочется. Главное – найти свое предназначение:

– Человек может иметь друзей, престижную работу, даже любовь! А все равно быть несчастным, мечась от одного дела к другому… Дальше еще сложнее.

– Найти себя – это не только призвание или свое место в жизни. Это также про поиски личности, – считает школьница.

Но самый широкий выбор авторов – среди них были писатели, родившиеся в XVIII, XIX, XX веках, – был предложен старшеклассникам. Ученики 10‑11‑х классов получили возможность порассуждать на тему цитат Петра Вяземского, Константина Бальмонта, Александра Одоевского (1802‑1839), Александра Бестужева-Марлинского (1797‑1837), Максимилиана Волошина (1877‑1932).

Студентка Колледжа полиции Анастасия Жежурина написала сочинение на тему цитаты Бестужева-Марлинского «Время крадется мимо нас и крадет у нас». Анастасия, в общем-то, согласилась с поэтом-декабристом: «Мы не замечаем, как летит время. Мы постоянно хотим поскорее стать старше и не замечаем того, что происходит вокруг. Но еще не придумали машину времени, чтобы вернуться назад и пережить какие-то моменты заново».

Эта же краткая, но выразительная цитата о ходе времени принесла победу Евгении Соколовой. По мнению десятиклас­сницы, в природе времени не существует:

– Однако эта, казалось бы, несуществующая вещь оказывает влияние абсолютно на все: время и лечит, и разрушает, и, как сказал Бестужев-Марлинский, крадет.

Это, считает девушка, «очень быстрый и ловкий вор», но он благосклонен к тем, кто занят делом. Евгения ярко описывает почти детективную историю:

– Время любит, когда человек тратит его на что-то по-настоящему важное и любимое, как, например, семья или друзья, интересная и полезная книга. Поэтому, когда вор уже готов совершить злодеяние, но видит, что его жертва занята настоящим делом, он обходит ее стороной и дарит еще немного себя, так что человек не замечает ход (и уход) времени.

Пока ребята писали финальное сочинение, студенты магистратуры «Филологическое обеспечение СМИ» поговорили с педагогами, которые сопровождали ребят.

– Во время написания сочинения ученик свободен в своих мыслях и выражениях, что способствует становлению его личности и умению мыслить, самостоятельно принимать решения. А это и есть главная цель обучения – воспитать не просто человека, знающего предмет, а прежде всего воспитать личность, – считает учитель иностранных языков кадетской школы-интерната №1 Артем Седов.

Учитель русского языка и литературы школы №170 Ирина Минаева рассказала, что школа уже более 10 лет сотрудничает с Институтом Пушкина. Ее ученики регулярно участвуют в городских конкурсах диктантов и сочинений, которые проводит институт.

– Это всегда интересно. Школа, конечно, предлагает детям большой спектр дополнительных занятий, но связь с институтом важна, – уверена Ирина Александровна. – Дети находятся в совершенно другой атмосфере, заводят новые знакомства со сверстниками. Мы очень хотим, чтобы эти конкурсы продолжались. Пандемия, конечно, немного разобщила нас, но сейчас все возвращается, мы встречаемся очно. Два года конкурс проводился дистанционно, но тоже очень хорошо и радушно. И мы стараемся расширять клуб любителей русского слова. Сочинение как вид деятельности в настоящее время претерпевает интерпретации. Но я думаю, что оно не устарело и не устареет никогда, потому что это одна из немногих форм работы, когда дети могут высказать свою позицию на уровне грамотного читателя, чтобы оценить текст с точки зрения его формы и содержания, какую пищу он дает для ума и сердца.

Городской конкурс сочинений «Имя буквы» организован Государственным институтом русского языка имени А.С.Пушкина и Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы.

 

Поздравляем победителей и призеров!

5‑6‑е классы:

1‑е место – Валерия Эрдниева, школа №1279;
2‑е место – Елена Васильева, школа №1950;
3‑е место – Зоя Паршева, школа №1528;
Номинация «За оригинальный подход к раскрытию темы» – Никита Каратаев, школа «Свиблово».

7‑9‑е классы:

1‑е место – Мария Сучкова, школа №1347;
2‑е место – Софья Гись, школа №2075;
3‑е место – Виктория Федорова, школа №170 имени А.П.Чехова.

10‑11‑е классы:

1‑е место – Евгения Соколова, школа №46;
2‑е место – Анна Суббота, школа №1528;
3‑е место – Екатерина Синютина, школа №1356.

Анастасия ЛУШЕВА, Александра МЕСХИ, студенты магистратуры «Филологическое обеспечение СМИ» Института Пушкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте