Одной из важнейших лингводидактических задач в современной методике преподавания русского языка можно считать работу над формированием, обогащением и совершенствованием грамматического строя речи школьников. Этой методической проблемой я занимаюсь более десяти лет.
Исследования в области формирования и обогащения грамматического строя речи школьников показали мне неисчерпаемые возможности синтаксической синонимии как методического инструмента, воздействующего на сформированность грамматического строя речи обучающихся. Изучение синонимических средств языка в курсе школьной грамматики (особенно синтаксических синонимов) должно развивать у школьников умение выбирать из ряда возможных синтаксических конструкций нужную для выражения требуемого смысла в определенной речевой ситуации. Предлагаемый урок помогает решать проблему обогащения грамматического строя речи за счет изучения синтаксических синонимов. Тема «Сложносочиненные предложения с соединительными союзами» изучается в рамках школьной программы по русскому языку в Республике Беларусь. Литературный компонент предлагаемого урока соответствует теме «Образы природы в творчестве русских поэтов и писателей XIX века». Хочу обратить внимание коллег на то, что литературная составляющая урока может быть любой, самое важное, чтобы подобранный учителем материал помогал ученикам исследовать понятия «смысловые значения», «оттенки смысловых значений», «синтаксическая синонимия» и актуализировать их для себя. Цели: 1. Совершенствовать знания о сложносочиненном предложении.2. Углубить понимание о смысловых значениях, складывающихся между частями сложносочиненных предложений.3. Совершенствовать грамматический строй речи обучающихся за счет использования синтаксических синонимов.Оборудование: учебные пособия по русскому языку, дидактический материал, презентация по теме урока, сборники произведений русских поэтов XIX века.Ход урокаI. Оргмомент. Объявление темы урока (учащиеся записывают ее в тетрадях), учитель раздает дидактический материал.II. Вводная беседа с элементами составления устного высказывания.Учитель: Ребята! Наш сегодняшний урок я хочу начать с вопроса: как человек выбирает свой путь в жизни? Ответы учеников.Учитель: Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества. Обратите внимание на экран, рассмотрите, что там изображено, и скажите, что объединяет предлагаемые вам изображения. (Слайд 2-й презентации.)Ответы учеников.Учитель: Действительно, здесь изображен труд человеческих рук, создающий предметы материальной культуры. А теперь посмотрите на следующий слайд (слайд 3-й презентации) и внимательно прочитайте высказывание А.И.Куприна о русском языке: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Попробуйте составить свое высказывание о том, как вы понимаете слова великого русского писателя. Ученики составляют собственные высказывания о русском языке. Учитель: Нам очень важно научиться полно и точно выражать свои мысли, пользоваться всеми ресурсами русского языка Я думаю, что наш сегодняшний урок вам в этом поможет.III. Постановка целей урока для учеников (слайд 4-й презентации).При объявлении задач обращается внимание на то, что к этому уроку учащиеся уже ознакомились со строением и правилами постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях (далее ССП). Комментарий учителя к слайду 4: Сегодняшняя цель – совершенствовать знания о ССП, научиться правильно строить предложения такого типа при помощи соединительных союзов, использовать их в устной и письменной речи. Еще одна задача урока – исследовательская, и относится она больше к литературе, чем к языковой теории, потому что понятие «оттенки смысловых значений» наиболее полно можно уловить при соприкосновении с искусством слова, то есть с литературой.IV. Работа по повторению изученного, проверка домашнего задания (эта работа может проводиться при помощи слайдов 5-й и 6-й презентаций).1. Теоретическая разминка (работа по вариантам). Задания могут выполняться самостоятельно учениками и затем проверяться учителем, а могут быть проверены и прокомментированы учениками и учителем в классе.Задание: заполните схему.Вариант I Вариант IIВопросы для вывода (если задание проверяется в классе):А) От чего зависит разделение ССП на группы?Б) От чего зависит постановка знаков препинания в ССП?2. Практическая разминка (слайд 7-й презентации). Задание: постройте схемы и расставьте в них знаки препинания (задания могут выполняться самостоятельно учениками и затем проверяться учителем, а могут быть проверены и прокомментированы учениками и учителем в классе).1. Потом снова задули холодные ветры и облетели с деревьев рыжие листья. 2. Деревья листву отрясают и солнышко сходит на нет. 3. Пришла осень и небо проясняется. 4. В притихшей роще шелестит под ногами листва да слышится таинственный шепот ветвей.К этим предложениям необходимо нарисовать схемы и расставить в них знаки препинания.V. Работа по новой теме (слайд 8-й презентации). А) Толкование понятий. Учитель: Обратите внимание на понятия, которые являются базовыми на сегодняшнем уроке. Давайте подумаем, какие из терминов, записанных на слайде, вы знаете. Работа по вопросам: какие группы ССП вы знаете? Какие союзы относятся к соединительным? Вспомните, что такое синтаксические синонимы. Б) Лингвистический эксперимент.Учитель: Докажите, что все предложения, которые даны в упражнении, являются синтаксическими синонимами. 1. Так как был сильный туман, рейс отменили. 2. Рейс отменили, потому что (поскольку) был сильный туман. 3. Рейс отменили: был сильный туман. 4. Был сильный туман, и рейс отменили. 5. Был сильный туман, и потому рейс отменили.Учащиеся устно характеризуют структуру предложений и приходят к выводу, что это синтаксические синонимы. Учитель обращает внимание на два последних предложения, делается вывод о том, что по структуре они одинаковые, это ССП, но отличаются они друг от друга оттенком смысла. Пятое предложение содержит в себе вывод, результат, а четвертое просто сообщает о факте действительности. В) Анализ таблицы, работа с теоретическим материалом (для экономии времени изучать таблицу можно по группам).Вывод после работы с таблицей ученики делают с помощью учителя: значение соединительного союза и может уточняться с помощью наречий, частиц, вводных слов. При этом ССП приобретает дополнительное смысловое значение или «оттенок» смысла. Следует запомнить! Запятая между союзом и и относящимся к нему словом не ставится.VI. Практическое закрепление изученного (для экономии времени работу можно выполнять по группам или по вариантам).Задание: запишите синонимичные предложения, используя слова для справок. Где у вас получились синонимичные пары, а где предложения с оттенком смысла? 1. Быстро темнело, и я зажег фонарь.2. Пойдет дождь – шляпа моя пропала.Слова для справок: 1) и потому, и поэтому, и оттого; так как, потому что; 2) и тогда, в случае дождя.VI. Литературный компонент (слайд 9).Учитель: Давайте обратимся к высказыванию, которое вы видите на слайде: «Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам». Проблемный вопрос: почему читать – это значит искать оттенок смысла? Давайте поищем оттенки смысла в строчках великих русских поэтов XIX века. Пусть осень станет темой нашей беседы о чтении и оттенках смысла в поэзии. Звучит Ave Maria, учитель читает строки А.С.Пушкина об осени, ученики обсуждают картину осени, воссозданную поэтом. Аналогичную работу ученики выполняют, работая со слайдами 10 и 11.Слайд 9: Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье…А.С.ПушкинСлайд 10: Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Ф.И.ТютчевСлайд 11: Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.И.А.БунинВывод учителя и учеников. Осень в описании поэтов разная, но каждый из них внес собственный оттенок смысла в поэтические строки, отразив свое настроение. Учитель просит двух-трех учеников выступить с отчетом о задании, которое было дано заранее. Они должны были найти стихотворения об осени других русских поэтов XIX века и подготовить их выразительное чтение. Учитель может порекомендовать учащимся использовать для сравнения с поэтическим текстом отрывок из прозы И.С.Тургенева. Подобную работу можно проводить на любую тематику, а также в рамках творчества одного или нескольких поэтов, сравнивая их. Главное – актуализировать понятие «оттенки смысла» на примере поэтических текстов.VII. Работа с межпредметным материалом. Обратите внимание на следующий слайд (12), он называется «Художники об осени». Как вы видите, понятие «оттенки смысла» характерно не только для поэзии, но и для искусства вообще. Задумайтесь почему. Ученики обсуждают картины, используя прием словесного рисования. Учитель еще раз конкретизирует вопрос, и если ученики не могут на него ответить, то вопрос остается открытым, тем самым создается проблемное поле, к которому можно вернуться на других уроках литературы.VIII. Рефлексия (слайд 13). Ученикам предлагается деформированный текст и задание. По началу предложения составьте продолжение:1. … 2. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами и… 3. Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, вышел в сад и… 4. В саду было по-осеннему тихо, пусто и…Несколько учеников зачитывают свои варианты полученного текста, учитель делает вывод о том, что каждый из них привнес свой собственный смысл в этот рассказ об осеннем листке, об осеннем дне, об осеннем настроении.IX. Домашнее задание. Взяв за начало эти четыре предложения, продолжите рассказ об осени.ЛитератураРусский язык: учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / Л.А.Мурина [и др.]. – Минск: Нац. интобразования, 2011. – С. 47-49.Прим. ред. Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1033. Анна ЕРОШЕВИЧ, учитель русского языка и литературы Минского суворовского военного училища, Республика Беларусь
Комментарии