search
main
0

Толстые и тонкие

Осмысленно о самом актуальном

Умение школьников управлять насыщенными современными потоками информации, осмысленно читать, активируя свое критическое и эмоциональное мышление, в XXI веке – веке информации и технологий – вышло на первый план. Актуальность продиктована современными реалиями. Мир стремительно развивается. В нем каждый должен уметь быстро читать и анализировать тексты разного типа и стиля, удерживать внимание при различных отвлекающих факторах.

 

Школа №2057 в числе 102 столичных площадок запустила перспективный городской проект «Осмысленное чтение», направленный на развитие критического мышления, умений анализировать тексты разных жанров, воспринимать большой объем информации, визуализировать прочитанное.

На первых этапах проекта ученики 2‑7‑х классов погружались в модуль «Читаем в любой обстановке»: знакомились с небольшими фольклорными, художественными, научно-познавательными и справочными текстами, читали и одновременно, и в своем темпе, постепенно переходили от громкого шепота («жужжащее» чтение) к тихому, а затем к беззвучной артикуляции и молчаливому чтению.

По ходу участия ребята осваивали различные методы и техники, управляли скоростью чтения, вниманием, превращали текст в инфографику, знакомились с фишбоуном, денотатным графом, толстыми и тонкими вопросами и другими приемами осмысленного чтения.

Через несколько недель работы в проекте педагоги и ребята отметили стремительное развитие умений работать с информацией, в команде, с конфликтами коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, креативного и критического мышления, тайм-менеджмента, многозадачности и других мягких навыков, являющихся базовыми для успешной работы в проекте. Развитие читательской грамотности позволило найти эффективные подходы к непосредственной образовательной деятельности благодаря рациональному тайм-менеджменту и оперативному поиску, анализу и переработке информации, необходимых для успешного участия в олимпиадах, различных турнирах, метапредметных диктантах.

Учителя-филологи выступали в роли наставников, помогая коллегам подготовить интересные интерактивные занятия для включения в единый методический сборник. Мы обсудили с ребятами интересные для них темы и разработали проектные задания к каждому из них. Тексты модуля отражали определенные стили речи: художественный, пуб­лицистический, научный и официально-деловой. Наибольший отклик среди подростков нашли биографии выдающихся ученых и политиков (Илон Маск, Мария Склодовская-Кюри, Уинстон Черчилль), описания различных научных достижений и явлений, открытия в сфере информационных технологий.

Работа с текстами занимала у школьников от 15 до 45 минут. Отстаивая свою точку зрения, они приводили аргументы из разных дисциплин: истории, биологии, физики, географии, литературы, иностранных языков, ОБЖ и др. Отдельное внимание ребята уделяли работе с внетекстовыми элементами, поиску их взаимосвязи.

Особый интерес вызывали творческие задания на осмысление каждого текста, проекты, инфографика. Ребята с энтузиазмом выполняли работу по каждому модулю, самостоятельно находя возможные дополнительные темы для проектов, которые впоследствии нужно было защитить.

Проект динамично развивается в школе. Мы надеемся, что сможем получить еще множество заинтересованных откликов ребят для осмысленного диалога о самом актуальном.

Елизавета КРУГЛЯКОВА, учитель русского языка и литературы школы №2057

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте