Татьяна Васильевна Доронина – яркая во всех смыслах драматическая актриса, которой не занимать упорства в достижении поставленных целей. Ее деятельная натура притягивала и притягивает лучших людей, профессионалов своего дела – режиссеров, актеров, партнеров в театре и в личной жизни. Ее роли в театре и кино входят в золотой фонд советской и российской культуры. Татьяна Васильевна играла на сцене, ставила спектакли, писала и пишет воспоминания о своей театральной жизни, но есть ощущение, что раскрыла себя не до конца. 12 сентября Татьяна Доронина празднует свой 90‑летний юбилей. Большая и насыщенная жизнь достойна того, чтобы так же ярко продолжиться!
Татьяна Васильевна родилась в 1933 году в Ленинграде. Происходит она из русской семьи, укорененной в православной вере. Со стороны отца, Василия Ивановича, были предки-староверы, со стороны матери, Анны Ивановны, имелись священники. Они знали, что такое работать на земле, какова цена крестьянского труда. Мать Татьяны и ее сестры Галины поначалу не работала, занимаясь исключительно детьми и домашним хозяйством в тесноте ленинградской коммуналки. С дочками она часто посещала театры, выставки и другие места, где девочки знакомились с мировой культурой. Отец в это время работал шеф-поваром в столовой санатория. Но война заставила семью эвакуироваться в Ярославскую область. Пожалуй, это был самый трудный период для Дорониных. Анна Ивановна пошла работать на комбинат по пошиву солдатских шинелей, параллельно подрабатывая на уборке урожая. Но все черные полосы рано или поздно заканчиваются. После войны семья, закаленная тяготами войны, вернулась в Ленинград.
Восьмиклассница Таня Доронина уже видела себя артисткой. И надо же было такому случиться, что в Ленинград приехал Павел Масальский набирать учащихся для Школы-студии МХАТ. Недолго думая, Татьяна подалась на прослушивание, благо аттестата об окончании школы не требовалось. И вот, когда все круги отборочного ада были пройдены, все туры остались позади, выяснилось, что в Москве ей – все еще, как ни крути, школьнице – придется проходить еще один, четвертый, тур, но сначала… все три предыдущих. Другая бы, возможно, как сказали бы современные школьники, «забила». Любая другая, но не Таня. Она поехала-таки в Москву, выполнила все условия. И… ее не пропустили на четвертый, решающий, тур. Мол, окончи школу, а потом возвращайся. В общем, классическое «приходите завтра», в ее случае – через два года. Упорство и терпение – две черты, основополагающие для Татьяны Дорониной. И в 1952 году она все-таки сдала экзамены в несколько театральных вузов, но стала студенткой Школы-студии МХАТ. О таких однокурсниках, как у Татьяны, можно было только мечтать. С ней учились Евгений Евстигнеев, Михаил Коазаков, Олег Басилашвили и другие талантливые актеры. На курсе преподавал Борис Ильич Вершилов. Этого строгого и неулыбчивого человека Татьяна Васильевна всегда вспоминает с благодарностью. В 1993 году она сказала о нем: «Он учил нас быть прежде всего людьми, а потом уже актерами».
За железное упорство Татьяна Доронина была вознаграждена удачным театральным дебютом. Как это водится, он произошел почти случайно. Просто главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов долго искал актрису на роль Надежды Монаховой в пьесе Горького «Варвары» и остановил свой выбор именно на Дорониной. Ей вообще всегда везло как на произведения Алексея Максимовича, так и на театры, носящие его имя. Сразу после окончания учебы они с Олегом Басилашвили были распределены в Сталинградский областной драматический театр имени Горького. Но Ленинград не отпускал, и они оба оказались в Театре имени Ленинского комсомола (ныне – Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»), где Татьяну увидел Товстоногов и пригласил в БДТ, который тогда тоже носил имя А.М.Горького. Позже, уже в 80‑х, появился в ее жизни и МХАТ имени А.М.Горького, который она даже возглавила и формально возглавляет до сих пор, хотя не появляется в театре с 2019 года. Но до этого было еще далеко. А тогда, после дебюта в «Варварах», была целая галерея образов героинь произведений русской литературы, не исключая и современных ей. Так, образ бортпроводницы Наташи из спектакля «Еще раз про любовь» впоследствии перекочевал на киноэкран в одноименный фильм.
В кинематограф Татьяна Доронина попала еще в 1955 году. Фильмов и ролей в них – совсем маленьких и покрупнее – было много. Но наиболее известны зрителям нескольких поколений такие, как «Старшая сестра» (1966), «Еще раз про любовь» (1968), ну и, конечно, «Три тополя на Плющихе» (1967). В фильме режиссера Татьяны Лиозновой бесхитростный сюжет о любви без продолжения. Но деревенскую тетушку Нюру, решившую навестить столичных родственников, ошарашенную московской суетой и новыми, непонятными для нее чувствами к интеллигентному таксисту, в нашей стране знают все. Как и песню «Нежность», которую трогательно исполняет героиня Дорониной. Конечно, Александра Пахмутова написала сей шлягер гораздо раньше, и Майя Кристалинская исполнила песню за два года до выхода фильма, но благодаря яркой игре Татьяны Дорониной находятся те (и ваша покорная слуга в их числе), кто считает «Нежность» оригинальным саундтреком к кинокартине.
Татьяне Васильевне довелось служить в разных театрах Санкт-Петербурга и Москвы, работать с разными режиссерами и актерами, сглаживать кризисные и откровенно конфликтные ситуации в театральных коллективах. О том, что значит для нее театр, она написала книгу «Дневник актрисы» (1998). Разнообразие в жизнь Татьяны Васильевны вносила также работа на телевидении и радио.
В семейной жизни Дорониной в разное время присутствовали люди, равновеликие ей, конечно же, имеющие отношение к театру и кино. Но, видно, два безмерно талантливых человека в одной квартире – это и вправду сложно. Однако актриса не жалеет ни о чем. Сейчас она живет в одном из лучших геронтологических центров Москвы вместе со своими любимыми котами. Однако она не одинока, родственники неизменно приезжают из других регионов, в частности из Ярославской области, на любые театральные премьеры. Деятельная Татьяна Васильевна и сейчас не умеет жить отстраненно-созерцательно. Она планирует отметить свой юбилей с размахом в театре и продолжает писать воспоминания о своей яркой творческой жизни. При этом о плохом (например, о том, как рассыпался тот, прежний, МХАТ) она писать не хочет, так и говорит: «Я не буду писать про смерть, я буду писать только во имя жизни!» Так пусть же этой жизни и творческой энергии хватит еще надолго! С юбилеем, Татьяна Васильевна!
Комментарии