Перед поступлением в колледж или вуз тревожатся не только сами дети, но и их родители. «Мы целыми ночами готовимся к экзаменам», «Мы сдали первый пробник, это ужасно нервно, мой ребенок еле живой», «Мы почти ничего не едим, такой стресс эти экзамены!» – родители не только переживают за детей, но и эмоционально сливаются в этом переживании с ними. Таким образом, сдающих экзамены становится как бы двое: и ребенок, и родитель готовятся к ним как к испытанию на прочность.
Родительский стресс создает нагрузку на всю семью, истощает терпение, разрушает отношения, подрывает благополучие. Почему так происходит? Об этом рассказала старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Анна Хаперская.
– Многие не осознают, что свой личный родительский успех мамы и папы оценивают через успеваемость своего ребенка, особенно когда это подросток 14-16 лет, – рассказывает Анна Юрьевна. – Оценки за год или полугодие, результаты выпускных экзаменов становятся мерилом успешности родительства. Так происходит, потому что именно папы и мамы, как правило, ответственны за выбор школы для ребенка на первых этапах его обучения. Они с рождения ребенка занимались организацией всей его жизни, планировали учебу и досуг, а по окончании школы как будто бы наступает время «сбора урожая» – оценка результатов проделанной родительской работы.
Важно понимать, что это иллюзия! Ни один родитель, каким бы прекрасным он ни был, не может целиком и полностью отвечать за результаты учебной деятельности своего ребенка. Слишком велико количество факторов, влияющих на результаты процесса обучения (среда, окружение, личностные характеристики и многое другое). Скорее можно говорить о том, что быть хорошим и успешным родителем – значит поддерживать ребенка перед экзаменами, а не концентрироваться исключительно на их результатах. Говорите ребенку о том, что на подготовку стоит специально выделить время и что если он будет заниматься, то у него все будет хорошо. Ребенок должен знать, что вы рядом с ним, чувствовать, что вы уверены в его силах и поддерживаете.
Дети могут находиться в состоянии стресса и испытывать его последствия из-за поступления в вуз, экзаменов, крайних сроков перед экзаменами или мыслей о будущем. Но стресс – это естественное чувство, существующее для того, чтобы помочь нам справиться со сложными ситуациями. В небольших количествах стресс может быть даже полезен, потому что подталкивает человека усердно работать и делать все возможное, например, во время подготовки к значимым экзаменам.
Однако в том случае если стресс чрезмерно сильный и мы чувствуем, что не справляемся, он может привести к проблемам со здоровьем, к депрессии, повышенной тревожности, апатии. Стресс перед экзаменами может также повлиять на успеваемость, не позволить показать желаемый результат и таким образом подпортить планы на будущее. Важно понять, что именно вызвало у вас такую реакцию. Задайте себе или ребенку вопрос: «Что самое страшное может произойти? Что на самом деле заставляет меня так реагировать?» Затем стоит подробно описать то «страшное», что может произойти, как бы вытащить из головы те пугающие идеи-конструкции, которые не дают вам справляться со стрессом в достаточной для сохранения здоровья степени. Наконец, спросите себя: реальна ли угроза, которая стоит за этим страхом? Можно ли справиться с этой угрозой и если да, то каким образом?
Представим такую ситуацию. Школьница Лена мечтает быть врачом-педиатром. Она с 7-го класса активно готовится к поступлению и до середины 11-го класса успешно с этим справляется. Вдруг в середине февраля родители девочки обращаются к школьному психологу, описывая состояние девочки как крайне тревожное, близкое к депрессивному (она практически перестала нормально питаться, мало спит, через день плачет, никуда не хочет выходить из комнаты, не общается с подругами). В ходе консультации школьный психолог предложил девочке ответить на указанные выше вопросы. Ответ девочки не удивил психолога, ведь он уже слышал о подобных переживаниях не один раз: «Я больше всего боюсь, что завалю экзамены. Я на самом деле не так хорошо знаю предметы, как кажется. А если не пройду в этот вуз, то все мои планы рухнут. Я не знаю, кем тогда быть. Получается, я, кроме биологии, больше вообще ничего не знаю, да и ту плохо».
Психолог предложил порассуждать вместе о том, насколько реальна угроза. Действительно ли знания девочки так уж плохи? Правда ли, что, не поступив в этот вуз, Лена потеряет все шансы стать врачом? Что самое страшное произойдет, если экзамены действительно не будут сданы хорошо?
В ходе работы выяснилось, что девочка на самом деле боится, что, не поступив, она будет вынуждена идти на какую-то «ужасную работу», чтобы обеспечивать себя. Она уверена: зарплата будет маленькой, поэтому придется просить у родителей денег на жизнь, а ее друзья тем временем быстро встанут на ноги и перестанут с ней общаться. Такой комплексный страх потенциальной утраты единственной жизненной перспективы парализовал девочку.
В данном случае обращение родителей к психологу было своевременным. Узнав о том, чего боится дочь, родители поняли, как лучше ее поддержать, а сама Лена в совместной работе с психологом разработала несколько альтернативных стратегий. Симптомы повышенной тревожности отступили, результаты улучшились, а к моменту сдачи экзаменов уровень стресса для нее был ровно таким, какой можно переживать без ущерба и даже с пользой для себя.
Важно понимать, что короткие и контролируемые периоды стресса – это нормально, без них было бы невозможным достижение в какой-либо мере значимых результатов.
Как помочь себе или ребенку в ситуации стресса?
- Хорошо питайтесь, высыпайтесь, будьте физически активны. Уделяйте время отдыху, а не только работе или учебе.
- Избегайте любых стимуляторов, в том числе большого количества кофеина, это может негативно сказаться на вашем уровне стресса и самочувствии.
- Старайтесь не сравнивать себя с другими. Если и сравнивать, то только с собой.
- Попробуйте расслабляющие и дыхательные упражнения, практики медитации и саморазвития.
- Старайтесь планировать свое время особым образом в периоды стресса. Разбейте время на управляемые фрагменты, чтобы вы могли уложиться в сроки. При этом сохраняйте похожий график каждый день, чтобы организм пребывал в достаточном тонусе.
- Попробуйте поговорить о своем стрессе с другом, наставником или кем-нибудь из членов вашей семьи. Разговор помогает осознать, что именно тревожит, и справиться с этим.
- Читайте научную литературу о том, что такое стресс с точки зрения психологии, физиологии и т. д. Информация помогает нашему мозгу адаптироваться и пережить непростой период.
- И напоследок неожиданный совет. В ситуации повышенного стресса помогайте другим людям! Данные исследований показывают, что люди, которые помогают другим с помощью таких видов деятельности, как волонтерство или общественная работа, становятся более устойчивыми. А устойчивость в свою очередь помогает справляться с повышенным стрессом. Такая вот взаимопомощь получается.
Аксана КОЛЕСНИК, специалист отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ
Комментарии