Идем по школе гулкими широкими коридорами. Вдруг за дверью взрыв хохота. После уроков это дело нормальное. Заглядываем. За партой, склонив головы друг к другу, сидят человек 5‑6 взрослых и что-то разглядывают. За учительским столом хозяйка кабинета – учитель географии Екатерина Анатольевна. А взрослые, как дети, робея и обращаясь к ней, спрашивают: «Екатерина Анатольевна, а помните?»
– Конечно, помню, – улыбаясь, отвечает Екатерина Анатольевна.
Эти взрослые когда-то были учениками нашей школы, а теперь они родители, привели своих детей учиться именно сюда. Их дети уже пошли в 5‑й класс, и дружная семья старшей школы принимает в свои пенаты новых товарищей. Родители с радостью вспоминают, как это было в их школьном детстве, листая альбом, ставший фотолетописью школьной жизни. Вот они еще маленькие, тоже пятиклашки, в окружении старшеклассников в огромном школьном зале. Старшие вручают им сертификаты школьников. Многие до сих пор хранят их в своих школьных альбомах. Родители и учителя сидят в зале на почетных местах и наблюдают за всем с волнением. А вот на следующей фотографии сегодняшние взрослые, а вчерашние пятиклашки уже одиннадцатиклассники, и сертификаты уже вручают они новым пятиклашкам в своей школе. Теперь уже их дети – пятиклассники, и им предстоит это трогательное, волнительное и трепетное посвящение.
– А одиннадцатиклассники тоже, как и мы, держат все в секрете?
– Конечно. Традиции храним свято, – отвечает Екатерина Анатольевна.
– Екатерина Анатольевна, представляете, мы опять будем на этом празднике, но уже в роли родителей. А мы тоже будем сидеть на почетных местах?
– Конечно, на почетных. Доросли, – улыбается Екатерина Анатольевна.
Вот так постепенно, меняя роли, все участвуют в одном празднике, создавая единое школьное пространство. Посвящение в пятиклассники стало для школы очень важным. Причем всегда командуют процессом старшеклассники, а учителя не против.
Многие наши старшеклассники приходят в школу за руку со своими младшими братьями и сестрами, которых пытаются опекать. Но постоянно рядом не будешь, а что, если вся школа будет единой семьей? Тогда опекать никого не надо, потому что все дома. Это и стало отправной точкой создания новой системы воспитательного процесса школы, в котором задействованными оказались все ученики. Актив старшеклассников разработал концепцию школьного пространства, в котором комфортно всем участникам образовательного процесса.
Актив старшеклассников в начале учебного года, в сентябре, начинает действовать. Само мероприятие проходит в конце первого триместра. Времени немного, поэтому надо быстро и оперативно включать всю школу в работу. Каждая параллель получает свое дело, причем 5‑е классы никакого задания не получают. Они главные на этом празднике! Все делается ради них! Более того, они даже не догадываются, что школа уже бурлит, чтобы у них был праздник. Это напоминает тайный союз, объединенный очень важным делом.
Конечно же, одиннадцатиклассники управляют процессом: определяют, кто, что и в какие сроки должен сделать. А дел очень много!
Надо подготовить и провести интерактивную игру, где пятиклашки смогут проявить качества, которые свойственны старшеклассникам. Здесь важно, чтобы маленькие почувствовали себя большими и поняли, что они полноправные участники школьной жизни, их приняли в семью, к ним прислушиваются, их уважают, они в безопасности. Это поручается 10‑м классам. Они разрабатывают карту маршрута, станции и задания. Все действие будет сниматься ими же на видео, и в праздничный день в зале все будут смотреть видеофрагменты игры.
Надо создать макеты сертификатов школьников, подготовить оформление зала, аппаратуру, видеоряд и музыку, за это отвечает 9‑й класс. Необходимо проводить всех участников и гостей в зал, создать торжественную обстановку, всех рассадить и поприветствовать – эта важная составляющая праздника тоже на плечах девятиклассников. Ребята подходят к своим обязанностям со всей ответственностью. Кстати, сценарий самого мероприятия (слова, ведущие) тоже делают девятиклассники. Зал и гости – полностью их зона ответственности.
Остальные параллели (6, 7, 8‑е классы) получают по жеребьевке одно качество из портрета школьника, о котором снимают небольшие видеоролики. Эти забавные работы все смотрят на заключительном мероприятии.
А что же пятиклашки? За три недели до праздника одиннадцатиклассники приходят в гости к виновникам школьного переполоха. Практически выпускники рассказывают вчерашним малышам, какими качествами должен обладать школьник. Эти качества определяются в игре, которую одиннадцатиклассники вместе с десятиклассниками придумывают сами. Каждую неделю в такой игре будущие гимназисты будут открывать по нескольку важных для себя качеств. В результате портрет будет составлен из следующих характеристик: ученик – это исследователь, человек знающий, думающий, анализирующий, решительный, принципиальный, общительный, креативный, целеустремленный, открытый, заботливый, гармоничный. Вот такая ответственность ложится на плечи еще вчерашних малышей. Этот процесс постепенно превращает их в солидных школьников. Они начинают чувствовать себя важными персонами. За неделю до праздника проходит игра, созданная десятиклассниками. Пятиклашки выполняют задания, идут по маршруту, изучают школу, знакомятся в игре с учителями. А сколько теперь у них друзей среди старших!
И вот наступает этот день, к которому готовилась вся школа. Глаза наших пятиклашек горят по-особому. В этот день все наполнено музыкой и радостью! Все проходят в зал, где под аплодисменты встречают самых важных гостей – пятиклашек! Они, радостные и смущенные, видят в зале своих родителей и учителей, которые стоя приветствуют виновников торжества. Затем звучат слова и напутствия от ставших уже родными старшеклассников. Все вместе смотрят видеоролики, снятые нашими школьниками, где перемешиваются сюжеты об играх пятиклашек с видеозаданиями, подготовленными всеми школьниками. Все много смеются. И вот наступает самый торжественный момент. Звучат фанфары, и пятиклассников приглашают для вручения сертификатов, в которых написаны самые главные правила о том, как стать настоящим школьником: быть честным и порядочным, умным и думающим, откликаться добротой своего сердца на происходящее вокруг.
А завтра пятиклассники уже войдут в школу по-новому, потому что в каждом будут видеть друга и помощника. Теперь каждый ученик школы посвящен в тайный союз общих дел, а значит, каждому нужно нести на своих плечиках часть маленьких и больших, но важных и значимых школьных дел.
Конечно, любая детская инициатива – это идея взрослых. Но дети, вырастая, становятся взрослыми, которые будут управлять этим миром сами, а задача взрослых – научить вчерашних школьников быть самостоятельными, сформировать ответственное и доброе отношение ко всему вокруг. Наш союз тайных дел управляется учениками, которым мы доверяем, поэтому все и получается.
А в школьном альбоме появятся новые фотографии, где родители и учителя – почетные гости, пятиклашки получают первые в жизни важные сертификаты ученика школы, а одиннадцатый класс, умело управляя процессом, создает атмосферу преемственности поколений и школьных традиций.
Екатерина ДМИТРИЕВА, Татьяна ПОЗДНЯКОВА, учителя школы №1404 «Гамма»
Комментарии