Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. В нашем детском саду интеллектуальные и творческие способности детей развиваются на занятиях по экологии через наглядное моделирование. В саду созданы макеты природных зон, где дети под руководством воспитателя совершают путешествия по Крайнему Северу, тундре, тайге, смешанным лесам, пустыне. Наличие природных зон помогает овладеть действием наглядного моделирования, где модель отражает влияние условий жизни на строение растений, позволяет понять ребенку, почему именно данные растения могут произрастать в тех или иных условиях, как приспособились к этим условиям и животные.
Вера ГРИШИНА,воспитатель ЦРР -детского сада №1511
Модели экосистем дают детям представления о взаимосвязи всего живого и неживого на Земле и способствуют развитию творческих способностей.
Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека.
Поэтому мы с детьми старшего дошкольного возраста организуем экологические проекты, которые предусматривают работу и с их родителями. Наблюдая за экологическими цепочками в природе, дети начинают понимать, почему нельзя рвать цветы, собирать их в букеты, ведь тогда останутся без пищи бабочки, шмели и другие насекомые. Так появился мегапроект «Жалобная книга природы».
На интегрированных занятиях по экологии и изодеятельности дети составили правила поведения в природе «Лес – дом для животных, а мы в нем гости», нарисовали природоохранные знаки, а во время прогулки развесили на территории детского сада плакатики «Накормим птиц», «Не трогай птенцов».
В мегапроект входили и мини-проекты: «В гостях у пчелки», «Зеленое царство – лучшее лекарство», «Лесная почта», «Кормушка для птиц», «Мое дерево».
В зимнее время на прогулке, наблюдая с детьми за птицами, у детей возникают вопросы: «Могут ли птицы зимой найти корм?», «Почему снегирь прилетел так близко к жилью человека?, «Как помочь птицам?». Дети предлагали разные варианты решения вопроса. Ответ был один: «Мы должны накормить птиц зимой». А как накормить? Дети отвечали: «Сделать кормушку». После чего все делали рисунки и выражали свою идею. На презентации у каждого ребенка была возможность рассказать об уникальности своей кормушки. Дома с родителями они совместно изготовили кормушки и принесли в детский сад, чтобы развесить на участке.
Интересным стал проект «Лесная почта», который помог развить фантазию детей и превратил обучение в увлекательный и творческий процесс. Дети изготавливали конверты, рисовали портреты любимых животных, знакомились с их местом обитания. Письма детей начинались со слов «Здравствуй, дорогой Мишка! Я тебя очень люблю», «Здравствуй, белочка-подружка! Рыжий хвост, смешные ушки!», «Дорогая выхухоль, я хочу с тобой подружиться!».
Если ребенок написал такие слова, то уже он не будет плохо относиться к животным. Такие письма будут только способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе.
Осуществление таких экологических проектов обогащает знание детей о природе, стимулирует их познавательную активность.
Комментарии