Инициативные люди всегда на вес золота. Любому коллективу хочется заполучить в свои ряды личность, способную принимать неординарные решения и отважно увлекать за собой единомышленников, виртуозно проводя их сквозь, казалось бы, непреодолимые препятствия. А уж когда сразу несколько таких капитанов собираются в одном месте, все вокруг закипает и начинается бурная деятельность. Это и случилось в Луховицком районе.
В 1997 году в городе возникла Луховицкая районная детская общественная организация «Мы». В Подмосковье таких объединений десять, две из них – члены Международной федерации молодежных организаций. Председатель совета луховицкой команды, вошедшей в этот конгломерат, Наталья Гудинова считает, что им очень повезло: обычно в федерацию не принимают такие маленькие организации, ее членами становятся детские объединения областного масштаба. Луховчанам удалось практически невозможное.
Главное, убеждена Наталья Анатольевна, воспитать в детях стремление не бояться быть активными, не страшиться высказывать и защищать свою жизненную позицию.
В рамках программы «Лидер» в Луховицах родилась детская дума. Раз в два года по осени в местных школах проходят выборы. Из множества кандидатов от каждой школы избирают одного. Всего в «Детском умном маленьком активе» – 22 депутата. Юные парламентарии собираются раз в два месяца, рассматривая вопросы, важные для них же самих. Они обсуждают, нужно ли вводить в школах форму и что следует сделать для того, чтобы их жизнь была еще интересней.
У думы налажен тесный контакт с районной администрацией. Ребята с жадностью впитывают примеры управленческих технологий, они потихоньку примеряют на себя роли главы района, специалистов различных управлений и отделов. Они предлагают и свои решения, поражая взрослых неожиданным ракурсом, под которым им удается взглянуть на обсуждаемые вопросы.
Под контролем детской думы проходят конкурсы социальных проектов, регулярно проводимые в Луховицах. Эти разработки призваны обратить внимание на те или иные проблемы в обществе. Экология и здоровый образ жизни, помощь малышам в детдомах и сохранение памятников – вот что волнует сегодняшних школьников.
Ежегодно в мае проходит праздник «Здравствуй, лето!». Организует его совет организации «Мы». В этот день празднуется окончание учебного года, самые активные школьники получают памятные знаки за успехи в учебе, спорте, экологической и художественной деятельности. Номинантов и победителей от каждой школы определяет детская дума.
В Луховицах есть стройотряды. Каждое лето стройотрядовцы отправляются на работу, а дома на слете делятся результатами своей деятельности, своими достижениями.
В Луховицах в честь павших в боях воинов поставили памятник, есть в городе Аллея Славы. Школьники наряду с кадровыми военными и кадетами – неизменные участники парадов Дня Победы. По завершении торжественной части здесь проходят реконструкции боев, которые организовывает луховицкий туристско-экологический центр. В центре за реконструкцию боевых действий отвечает военно-патриотическое движение «Вымпел», также занимающееся и поисковой работой.
Туристско-краеведческий центр проводит краеведческие конференции, на которых молодежь представляет свои исследовательские работы. Работы эти обычно посвящены культурному наследию города и района, историческим событиям и личностям. Ребята занимаются не только научной деятельностью, они проходят строевую и медицинскую подготовки, с удовольствием стреляют.
В мае проходит игра «Зарница». А на регулярных турслетах воспитанники центра соревнуются в топографическом ориентировании, учатся переправляться через реки и выживать в трудных условиях в лесах Подмосковья.
В Луховицком районе есть два кадетских корпуса, существующих при школах. Одна из них – Выкопанская средняя школа, расположенная в поселке Сельхозтехника. В 2006 году ее директор Николай Черемушкин собрал кадетскую группу из 25 учеников. Это ребята из разных классов. Во второй половине дня они возвращаются из дома в школу, спешат на свои увлекательные занятия. Кадеты занимаются стрельбой, рукопашным боем, бальными танцами, строевой подготовкой. После нескольких месяцев занятий ребята должны были пройти аттестацию по всем этим дисциплинам, показать знание теории и продемонстрировать многое на практике. Ученики получили право зваться кадетами и носить голубые береты.
Директор Выкопанской школы стремится к тому, чтобы его ребята чувствовали себя истинными защитниками Родины, преданными своей земле, своим близким и готовыми защищать их до конца. Кадеты должны чувствовать плечо соседа, стоять друг за друга, всегда быть готовыми помочь.
Николай Петрович серьезно относится к военно- и гражданско-патриотическому воспитанию детей в рамках обычной школьной программы. Черемушкин уверен, что это воспитание нельзя обособить, оно должно стать непременной частью обычных занятий. На уроках русского языка и литературы школьники знакомятся с творчеством своих земляков – местных поэтов и писателей. Зачастую люди искусства и сами приходят в гости на уроки. Темы занятий часто связаны с Владимиром Высоцким. Узнав, что поэт жил в Луховицах, ученики стали воспринимать и творчество поэта, и самого Высоцкого совсем по-другому.
На уроках истории темы патриотизма в любом случае не избежать, как и во всех других школах. Сейчас Выкопанская школа вынашивает план открытия собственного музея, который мог бы выполнять функции краеведческого.
При школе создан танцевальный коллектив «Улыбка», а на занятиях в кружке изобразительного искусства педагоги со своими юными живописцами стараются возродить традиции местной росписи.
Создание кадетской группы – это инициатива Черемушкина. Сегодня Николай Петрович очень доволен достижениями мальчишек. Теперь, спустя два года после возникновения кадетства в школе, Николай Черемушкин грезит идеей создания отдельного кадетского корпуса-интерната, где дети смогли бы оставаться на протяжении всей учебной недели и больше времени посвящать занятиям. К тому же один такой корпус поблизости уже создан, и школьному директору есть на кого равняться. Кадетский корпус «Орел» открывается на днях в Дединове, деревне на другом берегу Оки. Она знаменита тем, что именно здесь был построен и спущен на воду первый российский корабль, поэтому создание при здешней школе морского кадетского корпуса вполне обоснованно.
Все началось, так же как и в Сельхозтехнике, с создания небольшой кадетской группы. Теперь в Дединове появилось здание кадетского корпуса, переделанное из старого клуба. Корпус рассчитан на 80 кадетов, примерно 50 из которых будут оставаться здесь на всю неделю, лишь на выходные отправляясь домой. Большинство ребят – это дети из трудных или неблагополучных семей. Работу с кадетами возглавил капитан I ранга Михаил Седаш.
На обычные уроки кадеты будут ходить в школу, а занятия по морскому делу должны проходить в корпусе. Большинство предметов будет преподаваться при помощи компьютерной техники. Профиль кадетского корпуса – морские навигационные системы, так что без компьютеров не обойтись. Обязательные занятия – это борьба, общевойсковая подготовка и занятие музыкой. На вечер запланированы занятия спортом, прогулки, отдых в телезале и так называемый час воспитателя.
Подъем патриотического воспитания детей начался около десяти лет назад, когда главой Луховицкого района стал Севастьян Тектонидич. Именно Севастьян Спиридонович заразил всех идеей молодежного объединения. Кроме того, глава района наряду с управлением образования всячески поддерживает развитие образовательных учреждений в Луховицком районе и любые разумные начинания.
Луховицкий район
Комментарии