Хотела бы я, чтобы моим детям преподавали этику и психологию семейной жизни? Если честно, то нет. У меня нет доверия к современной школе и всем этим инициативам по разного рода предметам. За последние лет пять всех школьников России обещали обучить игре в шахматы, астрономии, второму иностранному языку. Еще обещали ввести обязательный госэкзамен по английскому, но отчего-то передумали. К чему я все это перечисляю? Да к тому что в школьную программу пытаются вклинить самые разные веяния и инициативы, но в итоге мы сталкиваемся с активной профанацией этих благих намерений.
И я бы предпочла, чтобы в современной школе хорошо преподавали основные предметы, готовили к ЕГЭ, а все предложения по поводу звездного неба, многообразия религий, шахмат и третьей физкультуры для здоровья отвергла бы.
Почему? Потому что уставшие, замордованные уроками дети, особенно старшеклассники, не мечтают о семьях. Статистика такова: все реже бывшие школьники и люди моложе 25 лет создают семьи и решаются на рождение детей. Это мировая тенденция, до которой отчасти дотягивает и Россия.
Я бы не отказалась от уроков полового просвещения для школьников, вынесенных во внеурочную деятельность. По крайней мере, каждый ребенок должен иметь возможность получить все важные сведения от достойного специалиста. Но где таких в школьной формализованной среде найти? В мою школьную бытность произошел презабавный случай. На уроках анатомии темы по репродуктивной системе человека у нас попытались заменить на цикл уроков полового воспитания. Выглядело это так. К нам на урок пришла женщина, развесила таблицы про мужчину и женщину, козыряла словами «пенис» и «вагина». Но мы, школьники, хохотали. Кто от смеха лежал на парте, а кто и под столом. У педагога – очень информированного и открытого – было косоглазие.
После двух заходов по 40 минут, превратившихся в уроки смеха, тему нам отдали на самоизучение. Потом была контрольная.
Больше образовывать нас на тему физиологии пола в школе не решились. Но семейная жизнь – это же не про секс, скажут многие. Да, соглашусь я. Это больше про совместную жизнь близких людей, а еще и об общении внутри семьи, и об уважении друг к другу, и об умении слышать, помогать, понимать. К сожалению, в школе этому учат не всегда. И для того чтобы учить универсальным правилам уважительного, не иерархического общения (тот, кто старше, имеет право кричать, не уважать, пугать), важно изменить и оздоровить общение внутри школьного коллектива. Это о триаде «учитель, ученик, родитель». Поможет ли тут теория или важнее каждодневная практика экологичного, нестрессового общения каждого названного участника триады? Это огромный труд, но, кажется, лучше такое вот каждодневное развитие наших детей и построение хотя бы в миниатюре модели близкого к справедливому, комфортному, экологичному, современному (эпитетов много, придумайте свой) обществу, чем попытки уместить этику и эстетику семейной жизни в какие-то 40 минут подготовки школьников к жизни…
Жизнь ведь – она и в сегодняшних минутах, в семьях самих ребят. И, возможно, школьники не могут быть причесаны под одну гребенку. Кому-то важно скорректировать собственные представления о том, какая она – семья. Я сейчас пишу не о двух родителях и их гендерной принадлежности, а о том, что семья – это безопасное пространство, где тебя безусловно любят, принимают, оберегают. Я бы хотела, чтобы именно эту модель усвоили мои дети. Отдельный урок в этом не поможет, увы. Все, что дают ребенку значимые взрослые, – вот это он и понесет в личном багаже. И если вдруг этот багаж окажется слишком тяжелым и травмирующим, только личная заинтересованность и образование смогут скорректировать ситуацию.
Повторюсь – я за обсуждение разных инициатив в программе среднего образования, но жду от школы лишь реальных знаний, умений и навыков. Все остальные блоки и новшества я бы выносила во внеурочную деятельность, когда школьник, родитель и учитель могли бы корректировать индивидуальную образовательную программу ученика тем, что важно конкретно для него.
А что думаете вы?
Комментарии