Впечатление от посещения Сургутского педагогического университета и знакомства с ректором Надеждой Васильевной Коноплиной и командой проректоров осталось не просто приятным воспоминанием. Такие встречи и доверительные, без всякого пафоса, беседы о самом важном – о мечтах и преодолении трудностей на пути к их осуществлению, о безграничных возможностях преданного своему делу человека, о содержании современного педагогического образования и предназначении учителя, о воспитании в учениках умения применять свои знания в жизни, а в будущих учителях – желания учить и потребности учиться, о профессиональных амбициях, нравственных критериях, самоуважении и достоинстве, об умении расставлять приоритеты, о чувстве локтя и о смысле жизни, одухотворенной большими и высокими целями, – настоящий подарок!
Вуз с характеромГоворя о Сургутском педагогическом, нельзя не вспомнить историю становления вуза, потому что на этом непростом пути формировались его характер, традиции, идеология, командный дух, без чего не было бы сегодняшних достижений.Университет начинался в 1986 году как училище, открытие которого ни много ни мало положило начало педагогическому образованию в регионе. Надежду Коноплину, учителя физики с 15-летним стажем, а на тот момент директора успешной сургутской школы, призвали в горком партии и поставили задачу через два месяца открыть педагогическое училище. Тот первый кадровый набор стал фундаментом успеха и основой для роста образовательного учреждения. Люди работали с огромным энтузиазмом не за страх, а за совесть. Вскоре училищу присвоили статус колледжа, о нем много писали в региональной и центральной прессе. Но тут начались реформы и возникла угроза присоединения колледжа к недавно созданному университету. Команде Коноплиной не только удалось представить достойные аргументы и убедить мэра сохранить самостоятельность учебного заведения, но и подготовить документы по преобразованию среднего специального учебного заведения в педагогический вуз и получить поддержку.17 августа 1995 года был издан соответствующий приказ, и с тех пор день рождения вуза – один из самых любимых праздников в Сургутском педагогическом. Вуз направил свой потенциал на инновационные рельсы, и в 2005 году «пошел на повышение»: получил статус университета. Сегодняшний рейтинг эффективности его деятельности – итог большой научной, воспитательной, педагогической работы, верности традициям и нацеленности на результат: подготовка грамотных, конкурентоспособных специалистов.Профессиональное кредоВ СурГПУ убеждены, что педагогический процесс должен быть не учебно-воспитательным, а воспитательно-учебным. Ведь учитель – это прежде всего большая работа души в сочетании с профессиональными компетенциями. «Когда мы говорим о качестве образовательной системы, надо понимать, что оно не может быть выше профессионализма педагога, поэтому акцент в своей деятельности мы делаем на повышение квалификации преподавателя, – говорит ректор Н.В.Коноплина. – Курсы, тренинги, преподавательские сессии, аттестации – это постоянная работа педагогов над собой, показатель осознания своей ответственности перед учащимися». За время работы вуз выпустил 22000 специалистов. Аккредитовано 48 образовательных программ. Реализуется три уровня образования – магистратура, бакалавриат, аспирантура. ТрадицииГлавный секрет успешности Сургутского педагогического – создание единого коллектива преподавателей и студентов. Без доверительных, искренних отношений не может быть построен полноценный учебный процесс. О том, в чем проявляется это единство, рассказывает Наталья Николаевна Нацаренус, проректор по воспитательной работе и молодежной политике, кандидат педагогических наук. Визитной карточкой педагогического с первых дней его создания единодушно признается хор сотрудников. В хоре рядом стоят ректор и ассистент, проректор и плотник, куратор и профессор! Преподавательский хор – это вовсе не сумма голосов, это единый пульс, единое дыхание. Ему в унисон звучат студенческие хоры, а они есть на каждом факультете: в педагогическом поют все! Отказ студенту или сотруднику участвовать в хоре – элемент наказания. В университете ежегодно проходит фестиваль хоровых коллективов, а еще КВН, студенческо-преподавательские капустники, универсиада, спортивные, творческие состязания и масса других мероприятий, в которых результат зависит от сплоченности и взаимопонимания.Завтрак с ректором – это тоже давняя и хорошая традиция, которой завершается университетский конкурс «Студент года». Во время таких неформальных обсуждений студентов и преподавателей с ректором приходят новые идеи. Например, так родилась инициатива создать студенческий совет по качеству образования, который теперь активно участвует в работе ученого совета вуза. Голос студентов не только слышен – он интересен и важен. Ректорская елка. Студенческая элита – учащиеся, отличившиеся в спорте, науке, творчестве, в канун Нового года получают персональное приглашение от ректора. Это очень статусное мероприятие, проходит оно торжественно, волнительно и креативно. Чествуют студенческую элиту в конце года, когда экспертный совет из числа самих же студентов представляет ректору номинантов на включение в список элиты вуза по четырем основным номинациям: творческий взлет, спортивный пьедестал, социальная активность и интеллектуальный потенциал. Попасть в число элиты и пополнить галерею почетных студентов стремятся все.Карьерное восхождение – особая форма студенческого саморазвития. В течение года все имеют возможность побывать в разных статусах: возглавить проект, стать руководителем студенческого объединения и, поступив в магистратуру, аспирантуру, продолжить свое карьерное восхождение. В вузе успешно реализуется модель на первый взгляд с противоречивым названием: «Вниз по лестнице, ведущей вверх». Это суть студенческого наставничества: стал успешен – помоги стать успешным своему товарищу. В вузе никогда не прерывалась традиция кураторства и сегодня достигла той многовариантности, которая дает стимул к самоорганизации: это и классическое кураторство академической группы, и куратор проекта, куратор курса, тьютор, студент-куратор. В воспитательной работе во главу угла ставят командный дух, поэтому особенно популярно соревнование «Группа года». В нем принимают участие только группы со 100-процентной общей успеваемостью. Студентов здесь любят и гордятся их успехами. Выпускники в свою очередь прославляют вуз на творческих площадках, в научно-исследовательской работе, в спорте.Научная деятельность – показатель развитияВ вузе 70 процентов «остепененных» преподавателей, причем к научной работе и защите диссертаций стараются привлекать своих выпускников. Им знакома идеология вуза, а это очень важно. В 2001 году в СурГПУ был открыт собственный диссертационный совет – первый в регионе. До 2008-го он был кандидатский, а затем докторский по четырем специальностям: по трем педагогическим и по психологии. СурГПУ издает монографии, научные исследования, авторские учебные пособия, аналитические обзоры, проводит семинары.Научным консультантом программы инновационного развития вуза на протяжении многих лет выступает академик РАО, доктор психологических наук Валерий Семенович Лазарев. Под его руководством защищены несколько кандидатских и докторских диссертаций. С 2010 года с вузом активно работает известный социолог, заслуженный деятель науки РФ Гарольд Ефимович Зборовский. Результатом этого сотрудничества стало развитие нового научного направления – социологии, открыто региональное Югорское отделение Российского общества социологов. О практических разработках в этом направлении рассказывает Владислав Павлович Засыпкин, первый проректор, доктор социологических наук: «Мы занимаемся очень перспективным направлением: социологией образования. Одна из актуальных проблем в регионе – социализация детей мигрантов. В 2011-2013 годах по заказу Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мы провели исследование, результаты которого были учтены в разработке окружной программы адаптации детей мигрантов, и она уже дала в округе хорошие результаты». В школе №6 накапливают человеческий капиталВ шестой школе Сургута, которой руководит Елена Петровна Грязнова, победитель городского и призер окружного конкурса «Учитель года-2014», выпускница Сургутского педагогического университета, 800 учеников и 66 учителей, половине из которых нет еще 35 лет. Сильной стороной педагогического коллектива является высокая инновационная активность, готовность к изменениям и работоспособность. Эти факторы были определяющими при выборе СурГПУ как площадки для реализации научно-исследовательской деятельности по введению новых ФГОС, отработке механизма системно-деятельностного подхода в образовании.Создание школы-лаборатории на базе СОШ №6 позволило соединить в единый процесс научную деятельность вуза по разработке нового содержания образования и новых технологий обучения с позиций деятельностной научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и практику учителей по освоению этих новшеств. Практически сразу новые научные разработки апробируются педагогами школы. Таким образом, ученые получают конкретную обратную связь через реальную деятельность педагога и учащихся. Анализ результатов позволяет и ученым, и педагогам вносить коррективы в свою деятельность. Руководят этой работой академик РАО В.С.Лазарев и проректор Сургутского педагогического университета по инновационной деятельности кандидат психологических наук Людмила Николаевна Носова. Народный памятник УчителюУниверситет готовится отметить свой 30-летний юбилей знаковым событием. Открыть во дворе университета памятник Учителю – вот такая у них теперь мечта, одна на всех. Памятник этот будет поистине народным: педагоги, преподаватели, студенты, жители города, партнеры вуза – все готовы включиться. Надежда Коноплина верит, что и это желание сбудется, ведь те задачи, которые до этого ставили, решать получалось.
Комментарии