search
main
0

Только начало

​Впереди будет многое: и радости, и разочарования, и первые победы и неудачи, а сейчас, погружаясь в музыку ветра и летнее щебетание птиц, я мысленно перелистываю календарные планы своей жизни…

Вот я, совсем еще маленькая девочка, рисую с бабушкой, учительницей математики, неровные параллелепипеды, кубы, призмы и параллелограммы. Вот мама, учительница русского языка и литературы, очаровывает меня волшебными тайнами не прочитанных еще мною произведений великих мастеров слова. Да, я представитель учительской династии, более 200 лет самой судьбой вызванной к школьной доске. Забегая вперед, скажу, что это повлияло на счастливый выбор моей будущей профессии, так как учительские гены дали о себе знать с самого раннего детства и каждая клеточка моей души тянулась к школе как ко второму дому – дому тепла, радости, любви и счастья.Вспоминаю, как я, уже школьница, тайком вывожу мелом неровные буковки на дедушкином мебельном гарнитуре, объясняя послушным куклам новый материал. Вот спустя несколько лет я учу читать свою младшую сестренку со все тем же мелом, на том же гарнитуре и снова тайком.А вот я, уже восьмиклассница, решаю после уроков домашние задания у доски в пустом классе, заходит моя учительница Ольга Петровна (из глубины лет я замечаю, что она ничуть не изменилась за эти годы) и говорит, глядя на исписанную доску, что скоро мне это очень надоест. Передо мной как на крыльях пролетают облака моих школьных лет: 8, 9, 10, 11. Вот я уже студентка: 1, 2, 3, 4, 5-й курсы. Вот – учитель… но писать мелом на доске с каждым годом мне нравится все больше и больше.Жажду открытий, к которой я приобщаю своих детей, подарила мне когда-то дорогая и любимая учительница географии Галина Васильевна Пошва; с ней мы часами пропадали в подсобке, путешествуя к истокам открытия угля в Донбассе. Я все больше любила учительский труд, а жить в гармонии с природой меня научили нежные мамины руки, добрые сказки, вовремя прочитанные мне в детстве, милые зверушки, которых любили и растили со мной мои дорогие родители. Я поняла, что мое будущее связано с наукой о природе – биологией, свое знакомство с ней я начала с научной работы, ведь огонек исследователя разгорался во мне ярким пламенем. Это были минуты непередаваемого счастья. Только представьте, вот я, простая ученица гуманитарной школы, стою в огромном университетском зале и жду объявления результатов областного этапа МАН. Я работала ради идеи, ради собственного интереса, а не для того, чтобы получить грамоту. Я и думать не могла, что вот-вот произойдет нечто очень значимое в моей жизни, когда руководитель секции пройдет мимо нас с листом, где моя фамилия подчеркнута красным, и я, словно в замедленном кадре, услышу, что моя работа заняла I место и мне предстоит представлять Донецкую область в Киеве. Мое сердце неровно бьется, кровь наполняется адреналином, а в глазах от счастья темнеет и кружится голова.Переворачиваю и этот лист моей судьбы, на следующем – я уже почти выпускница биологического факультета ДонНУ, которую ждет взрослая жизнь. Я, выполняя микробиологические эксперименты по открытию нового противоопухолевого средства, с группой ученых побывала на семи международных конференциях, обмениваясь опытом и полученными результатами. Казалось бы, моя дорога – наука, но что-то произошло в душе после того, как я прошла первую в своей жизни педагогическую практику.Я боялась зайти в класс неправильно, уже тогда понимая, что дети чувствуют и видят насквозь, главное для них – поверить в своего учителя. Я понимала, что мои уроки будут необычными. Я буду учить детей человечности, воспитывать любовь к природе, и они искренне полюбят жизнь во всех ее проявлениях. Мы научимся любить каждый миг, улыбаться каждому лучику солнца, что постучится в окно, пока мы вместе решаем сложные задачи; мы будем радоваться каждому заселенному скворечнику, который спасет птичью семью от холода. Мы будем учиться вместе ради усталой улыбки мамы, сердце которой будет биться все сильнее и увереннее, глядя на то, как ее самый дорогой человечек взрослеет и дарит счастье окружающим людям, как он учится любить, понимать, отстаивать свою точку зрения, увлекаться новым интересным делом, как он становится не просто личностью, а человеком, живущим в гармонии с окружающим миром.А сейчас, обдумывая свой первый урок, я стою перед дверью в класс и хочу лишь одного: быть самой собой – счастливой, легкой, честной, доброй и независимой, чтобы дети смело открыли мне самую заветную дверь – дверь Детства. Шалва Амонашвили говорил, что учитель должен не опуститься, а подняться до уровня ребенка, для чего постоянно нужно расти и самосовершенствоваться. И вот мое сердце бьется все сильнее, я захожу в класс и говорю свои первые слова. С первыми улыбками детей мои переживания, словно звон стекла, вдребезги разбиваются о борт корабля, несущего меня во взрослую жизнь. Итак, корабль спущен на воду! И понеслось: уроки среди природы, коллективная работа, выполнение научно-исследовательской работы, экскурсии, вечера… Словом, практика пролетела стремительно. И вот я у порога Alma mater держу не ту зачетку, что понесу в деканат, а огромный ватманский лист, на котором аккуратно выведено: «Залiкова книжка». Слева вклеена моя фотография, справа – фамилия и инициалы, а по центру – оценка «12». Все окружено детскими подписями, а внизу неровным детским почерком написаны слова: «Ганно Петрiвно, ви найкраща!».Что может быть больнее для учителя, чем миг расставания с любимыми учениками? На глазах слезы. Но только не горькие они, потому что это слезы счастья.Университетская газета с моей статьей о практике вмиг облетела всю округу. Я перед выбором. Передо мной дверь в безграничную, необъятную и немного страшную взрослую жизнь.Преподаватели рекомендовали мне поступать в аспирантуру, а на душе почему-то неспокойно. Вот и документы готовы, завтра – последний день приема.Вечер. Пахнет теплым молоком, свежим медом и весной. Мама наливает крепкий ароматный кофе и невзначай как обычно, посвящая меня в события уходящего дня, рассказывает с болью о трудном классе, в котором как на подбор учатся дети с недетскими судьбами – дети, которым не хватает родительской нежности, теплоты и любви. У них никогда не было постоянного классного руководителя. Их бросали взрослые, как только дети успевали их полюбить. Однажды эти малыши перестали верить в учителя, их двери в детство закрылись, и они, словно ежики, выпустили колючки и не подпускали к себе никого, не хотели учиться, начали драться, связываться с неблагополучными компаниями. У многих были неполные семьи, и мамы должны были, сдерживая слезы, зарабатывать на существование свое и ребенка. У одного мальчика в личном деле торжественно-печально вырисовывался статус сироты при живых-то родителях. Никто из учителей этот класс брать не хотел, и я поняла, что это судьба…Жизнь мудра, и она всегда знает, как сделать так, чтобы голос Вселенной вовремя прозвучал для человека, стоящего на перекрестке дорог жизни. Нужно лишь научиться его слышать. Я приняла решение. Корабль мечты, уверенно спущенный на воду, нес меня под парусами призвания по волнам жизни, преодолевая подводные камни трудностей, страха, неуверенности, к берегу, где меня ждали 17 детских сердец, спасти которые любовью и добром я должна была вопреки всем преградам.И вот я уже учитель в школе, которую недавно окончила, а в команде со мной – самые лучшие и любимые, вопреки всему, МОИ дети.Многое пришлось пройти, многому научиться вместе с учениками, но класс, который вначале был разобщенным, к концу года стал дружным и крепким. Этому помог один случай.Всем давно известно, что дети всегда относятся к тем, кто немного отличается от всех, по-другому. К сожалению, иногда даже жестоко.Мальчик-сирота при живых родителях рос с опекуном-прабабушкой, прадедушкой и тетей. Все члены семьи старались для бедного мальчика как могли, чтобы у него все было: и компьютер последней модели, и чтобы с телефоном, как все, в школу ходил, и одевался достойно, и кружки посещал. Но ничто и никогда ребенку не заменит радости живого общения со сверстниками. Поначалу мальчик казался замкнутым, но во время совместных экскурсий и прогулок раскрепощался, его сердце постепенно оттаивало. Все-таки дети умеют прощать. Он начал новую жизнь, где должно было быть много друзей, но дети не принимали его. Это обижало беднягу. Бабушка в отчаянии решила перевести ребенка в интернат. Я была очень расстроена, душа болела, я хотела, чтобы школа стала для ученика вторым домом. Действовать нужно было решительно. На уроках мы с детьми говорили о любви. Я просила их рассказать о том, кого они любят, для кого живут, добиваются успехов, порадовать кого бегут хорошими оценками в дневнике. Ответов было море, дети с пристрастием обсуждали предложенную тему, любовь чувствовалась в каждой нотке, что образовывали аккорд искренних слов, ведь речь шла, конечно же, о родителях. И в самый разгар беседы я у детей спросила, как быть мальчику, который не может порадовать родителей оценками, успехами, победами, который не может, уткнувшись в теплую мамину руку, рассказать ей обо всем, что произошло за день, а сильный добрый папа не научит его мужеству и выносливости… Все задумались. Я объяснила детям, что они должны помогать друг другу найти свою дорогу в жизни, поддерживая тех, кому приходится трудно.Прозвенел звонок. Я вышла, предоставив детям возможность обдумать происходящее. Я верила в свой класс и чувствовала, что обязательно смогу добиться понимания у детей. Вечером меня от чтения интересной книги отвлек телефонный звонок. Звонила и плакала прабабушка мальчика. Оказалось, что после уроков весь детский коллектив в полном составе, запасшись яблоками, конфетами и шоколадом, направился в гости к мальчику, у которого не было родителей. Дети пытались загладить свою вину, надолго задержались в гостях, и этот вечер для двоих – прабабушки и правнука – был наполнен таким незабываемым и долгожданным счастьем! Бабушка пекла пироги, пахло ванилью. Дети, играя вместе, вдыхали пряный аромат, и чувство обиды постепенно стиралось, уступая место ощущениям счастья, дружбы и добра.У меня на глазах были слезы радости и благодарности. Получилось! Его приняли в школьную семью! Это была наша первая, но весомая победа. Теперь дети вместе, и коллектив действительно сильный, потому что в нем царят понимание и вера друг в друга. И я верила. Верила даже тогда, когда под тяжестью усталости и бессилия опускались руки. И днем и ночью, засыпая и просыпаясь, я верила в своих детей и знала, что когда-нибудь все мои искренние слова, любовь, которой я окружала каждого воспитанника, и добро, которому учила на наших уроках жизни, дадут свои плоды.Перелистывая эту страничку, понимаю, как много еще предстоит сделать, но я уверена, что у меня все получится, потому что составляющие моей формулы успеха – активная жизненная позиция, стремление к лидерству, творческой самореализации. Школа – это целая жизнь, мне многому еще предстоит научиться, ведь я всего лишь в начале пути. Формула моего успеха соткана из крепких ниток добра, любви, веры и стремления к совершенствованию, благодарности людям, которые с самого детства смогли отыскать в глубине моей души живой родник учительского призвания.Впереди будет многое: и радости, и разочарования, и победы, и неудачи, а пока корабль мечты несет мою судьбу к дальним берегам, и, хранимый любовью к самой лучшей профессии на земле, он будет мчаться по волнам жизни, преодолевая подводные камни страха, неверия и разочарований, на парусах счастья, раздуваемых силой любви, ветром перемен и стремлением к новым вершинам.Перелистывая календарные планы своей жизни, я начинаю чистый лист, на котором буду писать красками любви, добра, милосердия, понимания, веры и творчества.Анна ЖИЖКО, учитель биологии и химии Донецкой специализированной гуманитарной школы I-III ступеней №95 (Украина)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте