Право на участие учащихся в управлении образовательным учреждением. Мне кажется, что школьникам должна быть предоставлена возможность реально участвовать в управлении школьными делами. Это не только поможет школьникам решать проблемы, возникающие в школе, но и приучит их нести ответственность за свой выбор. Но главное – это поможет им в будущем, ведь они поймут, что являются частью демократического государства (ведь школа – это часть государства), в котором соблюдается их право выбирать и быть избранными (статья 32, пункт 2 Конституции Российской Федерации). Но, к сожалению, это право (как и многие другие) остается «на бумаге» и не исполняется в действительности. Такое положение можно увидеть во многих образовательных учреждениях, не стала исключением и моя школа. Два года назад в нашей школе проходили выборы на должность президента школы. Хотя выборами это можно назвать с очень большой натяжкой. Прежде всего хотя бы потому, как они были организованы. Избирательная комиссия не выбиралась (ее функции исполняли члены совета старшеклассников). Кандидаты назначались весьма своеобразным способом: каждый класс был обязан предоставить одного кандидата. Если желающих не было, то выбирал совет старшеклассников (причем согласие кандидата никого не интересовало).
Выборы (выдвижение кандидатов, их регистрация, предвыборная кампания и голосование) заняли всего один день.
Таким образом, в выборах приняли участие 4 кандидата: Владимир Карапетян, Дмитрий Быков, Василий Малыгин, Кирилл Байраншин. 9-м классам было разрешено не выдвигать своих кандидатов.
Вот небольшая характеристика каждому претенденту.
Владимир Карапетян – ученик 11-го «А» класса. Инициативный, пользуется уважением не только среди своих сверстников, но и среди преподавателей. Выдвинут своим классом.
Дмитрий Быков – ученик 11-го «Б» класса. Его кандидатуру выдвинул совет старшеклассников. Во время своего предвыборного выступления хотел воспользоваться правом самоотвода, который не был принят.
Василий Малыгин – ученик 10-го «А» класса. Выдвинут советом старшеклассников.
Кирилл Байраншин – ученик 10-го «А» класса. Пользуется уважением среди одноклассников, но слишком (до боязни) подвержен влиянию учительского авторитета.
Сами выборы проходили следующим образом: на перемене учеников собрали в школьной столовой. При входе всем выдали чистые листочки бумаги. После того как «избиратели» прослушали «программы» всех кандидатов в президенты, написанные за 10 минут на перемене (основные их положения – если меня выберут президентом школы, то в школе станет больше дискотек и меньше домашних заданий), они должны были написать в «бюллетенях» имя того, кого они выбрали. После выборов был произведен подсчет голосов, которые распределились следующим образом: 45% – за Владимира Карапетяна, 25% – за Василия Малыгина; 16% – за Дмитрия Быкова и 14% – за Кирилла Байраншина, 20% проголосовали против всех (эти голоса не засчитали, их разделили на всех кандидатов). Таким образом, голоса 1/5 части учащихся, участвовавших в выборах, не были засчитаны.
Зачем же тогда участвовать в таких выборах? Этот вопрос актуален не только для нашей школы. Многие ученики, видя, что их собственное мнение практически не учитывается, просто не участвуют в школьном самоуправлении. Они не верят в возможность что-то изменить.
Очень сложно исправить такое положение вещей, гораздо проще не создавать его. Но все же решение можно найти. Например, не нужно давать ученикам огромное количество прав, а потом нарушать их. Гораздо лучше, если у учащихся их будет меньше, но они будут четко исполняться. Еще лучше, если за исполнением этих прав будет следить человек, которому школьники доверяют (они могли бы выбрать его из своей среды). И неважно, как он будет называться: омбудсмен, школьный адвокат или школьный защитник, главное, чтобы он оправдал это доверие. Не нужно забывать, что сейчас перед школой стоит задача не только дать ученикам знания, но и воспитать их Гражданами Российской Федерации.
Право на доступность и бесплатность среднего образования
Бесплатное образование в большинстве регионов нашей страны – это нечто абстрактное, скорее из области фантастики, чем реальности. Реальность такова: в лучшем случае ученики (их родители) оплачивают покупку учебников, в худшем – намного больше (ремонт классов, приобретение оборудования для школьных лабораторий и т.д.).
Например, в нашей школе уроки информатики проводятся в 10-х классах. Так как в школе нет компьютеров, то приходится им выезжать в Малую Пургу в Центр образования молодежи (ЦОМ), там же они могут прослушать курс по выбранной профессии (водитель, секретарь, продавец, оператор ЭВМ, бухгалтер…). Дорогу оплачивают сами ученики. В 2002-2003 учебном году между родителями учащихся и ЦОМом был заключен договор, по которому родители учеников обязывались выплатить по 300 рублей или купить учебную литературу на указанную сумму. Нужно отметить, что подписание этого договора было обязательно. В 2003-2004 учебном году ЦОМу также требовалась такая же сумма. Для тех, кто в том учебном году заканчивал обучение, дирекция ЦОМа поставила условие: за два последних учебных года каждый учащийся должен выплатить 600 рублей, иначе не выдадут свидетельства об окончании курсов по выбранным специальностям (независимо от того, покупали ли ученики учебную литературу), а только выставят оценку по информатике в аттестат.
Право на бесплатное среднее образование – одно из самых часто нарушаемых прав в современном мире. Это в основном связано с экономическим положением в стране на сегодняшний день. Но возможны и другие причины: нецелевое использование денежных средств, выделяемых на образование, коррупция и т.д.
Мы уже привыкли, что к новому учебному году нужно покупать новые учебники, собрать с родителей деньги, купить на них материалы для ремонта своих классов. Мы считаем, что это в порядке вещей.
Мне кажется, что столь плачевное состояние организации образовательного процесса является следствием общего положения в нашей стране. Решение этой проблемы можно сравнить с лечением человека от мигрени: он принимает обезболивающее, чтобы избавиться от боли, но не задумывается о причине, вызвавшей ее. Вскоре головная боль возникнет снова, и если не лечить причину болезни, а только ее симптомы, то она будет прогрессировать. Так и здесь: если «вылечить» экономику страны, то и проблем с образованием станет гораздо меньше.
Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, на уважение человеческого достоинства, на обращение, не унижающее его
К сожалению, в наших школах очень часто это право нарушается. Практически в любом классе есть человек, который чем-то отличается от всех остальных (цвет волос, рост, фигура, манера поведения…). Он чаще всего и становится изгоем. Его имя заменяют каким-либо прозвищем, подчеркивающим его необычность. Редко к нему применяют физическое насилие, чаще – психологическое. Исправить это очень сложно, ведь в основном о том, что над ним издеваются, человек предпочитает молчать, чтобы лишний раз не показывать свою уязвимость. Кроме того, если он расскажет, то с ним станут обращаться еще хуже, ведь он станет не просто «шпалой» или «тормозом», он станет «стукачом».
В основном такое обращение распространено в начальных (в этом возрасте ученики еще не задумываются о том, что причиняют боль другому человеку) и средних классах. В 5-9-х классах такое поведение может быть проявлением бравады (т.е. человек не уверен в себе и утверждается за счет унижения других), защитной реакции (на жестокое обращение взрослых), ученик действует по принципу «как со мной обращались, так и я буду обращаться с вами» или таким образом привлекает к себе хоть какое-нибудь внимание (сверстников, учителей, родителей).
Чтобы это изменить, недостаточно простых объяснений, что так делать нельзя или это нехорошо. Прежде всего нужно разобраться, почему человек так себя ведет: если ему не хватает внимания, то можно объяснить, что его добиваются другими способами; если он не уверен в себе, то объяснить, что каждый человек неповторим и в каждом есть что-то замечательное; если же это поведение является защитной реакцией на жестокость взрослых, то перевоспитывать в первую очередь нужно взрослых.
А тем, кто является объектом насмешек, не нужно молчать. Если такое поведение вовремя не остановить, то оно вряд ли прекратится само по себе. Но так как подростку трудно бывает все рассказать родителям, должен помочь человек, которому он доверяет, например, школьный психолог.
В моем классе учился юноша шатен. И иначе как «рыжий» его называли редко. И никакие увещевания учителей не помогали. Положение изменилось только после того, как на сторону юноши встали все сверстники. Для подростков характерно ощущение коллективизма, им намного проще прислушаться к своим сверстникам, чем к увещеванию старших, умудренных опытом людей.
В любом случае каждый человек еще с детства должен понять, что все люди равны в своих правах, каждый человек – яркая и самобытная личность и никто не может унижать или оскорблять другого человека, каким бы странным и необычным тот ни был.
Е. КОЧНЕВА, ученица 11-го класса, Удмуртия
Комментарии