Мероприятие проводится 1 марта, во Всероссийский день кошек.
Оборудование:- фотографии, рисунки, аппликации кошек, выполненные руками учащихся;- игрушечные кошки;- бумажные жетоны с изображением котят (не менее 25 штук);- 2 карточки с цифрами 1 и 2 (для жеребьевки) и поднос;- 2 листа бумаги и 2 ручки;- 2 открытки с изображением кошек, разрезанные на 10-12 частей;- 4 полоски бумаги с записью неоконченных пословиц и 4 полоски бумаги с записью последних слов из предложенных пословиц;- 2 полоски бумаги с записью задания для исполнения пантомимы;- грамоты и призы для команд (в виде шоколадных кошек);- 2 маски кошек и маска мышки (для пантомим, инсценировки, игры);- большая конфета и крупный значок (для инсценировки);- фонограмма песни «Рыжий кот Мурлыка» в исполнении детского хора;- фонограмма песни «Кошка» в исполнении детского хора «Великан»;- 2 фонограммы с веселой музыкой;- мультимедийная презентация.Предварительная работа:- учитель заранее готовит двоих ребят, инсценирующих стихотворение А. Гришина «Говорит мне тихо кошка»; четверых ребят, читающих стихотворение «Заветные желания»; одного ребенка – ведущего игры «Кошки-мышки», знающего считалочку;- дети учат песни «Рыжий кот Мурлыка» и «Кошка»;- дети готовят «портреты» своих кошек (фотографии, рисунки, аппликации) и приносят игрушки в виде кошек;- дети готовят рассказы о своих кошках по плану: Как зовут вашего котика? Какого цвета его шубка, носик и глазки? Он гладкошерстный или пушистый? Что он любит кушать? Любит ли он играть? С чем? Кто за ним ухаживает? Как он появился в вашей семье? Кто в вашей семье любит кота? Ход мероприятияУчитель: Ребята, кто из вас любит праздники? А какие праздничные дни вы знаете? Сегодня вы узнаете еще об одном праздничном дне, а посвящен он тому, кто:Без расчески причесался и умылся без воды,В кресло мягкое забрался и запел на все лады.У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поет,Только мышь его боится…Угадали? Это… (кот)В первый день первого весеннего месяца, то есть 1 марта, в России отмечается День кошек. Этот праздник был утвержден в 2004 году Московским музеем кошек. Считается, что человек приручил кошку примерно 5000 лет назад. Прародителем домашней любимицы является дикий кот – опасный хищник. В разные времена в разных странах к кошке относились по-разному. В Древнем Египте кошка считалась священным животным, так как египтяне верили, что их богиня Бастет ходит по Земле в виде темной кошки. Смертная казнь карала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из священных животных. Случайное убийство кошки каралось большим штрафом. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали и осыпали дарами – в виде высушенных мышей! В Европе в Средние века кошку преследовали, считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным кошкам: полагали, что они приносят несчастья. На Руси эти мурчащие животные появились еще в VII веке. Известно, что кошек на Русь привезли мореплаватели, и успех странного пушистого зверя был просто огромным! Кошки были в почете, считалось, что они приносят удачу и оберегают дом от зла. Поэтому при въезде в новый дом первой в комнату запускали кошку, чтобы в доме всегда было счастье. В ходу сразу же появилась пословица «Без кошек нет избы». А умение ловить мышей впервые оценили священнослужители. Они-то и поставили ее под защиту церковного закона. В древнерусском Судебнике ХVI века говорится о том, что за украденную кошку нужно было заплатить штраф в 3 гривны. Много это или мало? Судите сами: кошка по цене приравнивалась к стоимости коровы. Сейчас на нашей планете живут более 400 млн. домашних кошек. Первое место по численности кошек принадлежит Америке, в Австралии на 10 жителей приходится 9 кошек. А в Габоне кошек совсем нет! Ребята, у кого дома живут кошки? Благодаря нашей выставке мы можем познакомиться с вашими домашними любимцами! (На доске висят фотографии, рисунки и аппликации кошек. На столе стоят игрушечные кошки.) Кто хочет нам рассказать о своем четвероногом друге? (Дети показывают своих кошек и рассказывают о них.)Как вы думаете: мальчики или девочки лучше знают песни, сказки, пословицы и приметы, связанные с кошками? Давайте проверим! Для этого вам необходимо образовать 2 команды: команду мальчиков и команду девочек. Придумайте названия своим командам и выберите капитана. Капитаны, подойдите для жеребьевки. За правильно выполненное задание команды будут получать по 1 жетону с изображением котенка. Победителем конкурса станет команда, набравшая большее количество жетонов. 1-е задание. Назови кличкуКомандам поочередно задаются вопросы и демонстрируются кошачьи «портреты».- Как зовут котенка, живущего в Воронеже на улице Лизюкова? (Василий)- Как звали котенка, кличка которого раздражала всех собак? (Гав)- Кому принадлежат слова: «Давайте жить дружно»? (коту Леопольду)- Кому принадлежат слова: «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть». (Матроскину)- Как звали кота, который терпел неприятности от мышонка? (Том)- Как звали кота, который с лисой Алисой обманывал Буратино? (Базилио)2-е задание. Объясни крылатые выражения – На душе скребут кошки (грустно, тревожно).- Живут как кошка с собакой (постоянно ссорятся).3-е задание. Узнай произведениеВы послушайте, ребята,Я хочу вам рассказать:Родились у нас котята -Их по счету ровно пять. (С.Михалков. «Котята»)Тили-тили-тили-бом! Был у кошки новый дом:Ставенки резные,Окна расписные.А кругом широкий двор,С четырех сторон забор. (С.Маршак. «Кошкин дом»)На этот раз коту в ловушку попались две куропатки. Гордый своей добычей кот вновь отправился во дворец к королю (Ш.Перро. «Кот в сапогах»).Отвечает кот лисе: «Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводою» (русская народная сказка «Кот и лиса»).4-е задание. Продолжи песню Говорят: «Не повезет, если черный кот дорогу перейдет»,А пока наоборот… (только черному коту и не везет)Я кот Матвей, мой метод прост,Я не люблю тянуть… (кота за хвост)Кис, кис, кис, киса,Киса-кисуня,Мур-мур-мур, Мурка… (Мурка-манюня)Наверно, в следующей жизни, когда я… (стану кошкой) Исполнение песни «Рыжий кот Мурлыка»Учитель: А теперь я предлагаю всем вместе спеть песню «Рыжий кот Мурлыка». Звучит фонограмма песни в исполнении детского хора. Один ребенок солирует, остальные поют припев.5-е задание. Запомни и запиши Учитель: Послушайте стихотворение В.Приходько «Кошка первой входит в дом…» и запишите родственников кошки (гепард, пантера, тигр, лев, рысь, барс). 6-е задание. Собери открыткуКаждой команде выдается открытка с изображением кошек, разрезанная на 10-12 частей. Задача команд – собрать открытку на скорость; команды работают под веселую музыку.7-е задание. Объясни приметы Кошка закрывает нос лапой (к морозу).Лежит вверх брюшком (к теплу).Умывает лапкой не только мордочку, но и ушки (жди гостей).Скребет лапкой пол (к дождю).8-е задание. Доскажи словечкоКоманды поочередно договаривают пропущенные слова из стихотворения В.Степанова «Что случилось у котят?» (в конце строф).Игра «Кошки-мышки» Учитель: Кто любит играть в «Кошки-мышки»? Давайте поиграем! Становитесь в круг, будем выбирать кошку и мышку.Заранее подготовленный ребенок произносит считалку.Считалка к игре «Кошки-мышки»- Мышка, мышка,Длинный хвостик,Ты не прячься глубоко.Приглашает кошка в гостиПить парное молоко.Мышка в норке пропищала:Честь, конечно, велика,Только я достала сала,Обойдусь без молока!- Ты не бойся нас, глупышка,Вылезай из норки вон!Поиграем в «Кошки-мышки»:Мышка – ты, а кошка – он!Игра проводится под веселую музыку.9-е задание. Прояви смекалкуКогда кошка может выйти из дома с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Когда она несет в зубах мышку.)Когда черной кошке легче всего попасть в дом? (Когда дверь открыта.)10-е задание. Собери пословицыКомандам раздаются по 4 пословицы, напечатанные без последнего слова, и 4 слова, служащих концовками к пословицам. Дети должны правильно собрать пословицы из предложенных частей.Кошки грызутся – мышам… (раздолье)Для мышки и кошка… (зверь)Отольются кошке мышкины… (слезки)Знай, кошка, свое… (лукошко)11-е задание. Покажи пантомимуКапитан команды вытягивает листок с записью секретного задания:- показать, как проснувшийся котенок испуганно смотрит по сторонам и начинает жалобно мяукать; прибегает мама-кошка, вылизывает своего котенка, умывается сама и, обняв своего малыша, ложится рядом;- показать, как кот, увидевший кошку на балконе, стал бегать вокруг балкона и петь песню кошке, а она смотрела на луну и не обращала на него никакого внимания; тогда кот взобрался на балкон, сел рядом с кошкой, и они вместе стали глядеть на ночное небо.Учитель: Сейчас каждая команда должна будет показать свою пантомиму, а команда соперников дать ей название.12-е задание. Произнеси скороговорку (конкурс капитанов)Капитанам нужно 3 раза быстро и правильно произнести скороговорку:Ест киска суп из миски.Пуста миска – сыта киска.Подведение итогов Учитель: Вот и подошла к концу наша конкурсная программа. Давайте посчитаем жетоны и выявим победителя. Команды награждаются грамотами и шоколадными медалями.Заключительное словоУчитель: Кошка – очень свободолюбивое животное.Ей нужна полная свобода действий. Не надо принуждать кошку делать то, чего она не хочет. Об этом даже есть стихотворение А.Гришина, которое проинсценируют наши ребята:Говорит мне тихо кошка:«Пожалей меня немножко!»Не пойму я кошку эту:Я ей тычу в рот конфету,Я под самый кошкин носЛучший свой значок поднес.Я обнял ее за шею:«Вот как я тебя жалею!Ну чего ты хочешь, кошка?»Говорит она:«Немножко, немножко пожалей -Отпусти меня скорей!» Вы, ребята, наверное, поняли этот диалог. Не надо мучить кошку даже своими ласками. Если кошка захочет, чтобы ее погладили, она придет к вам сама. Если вы завели дома кошку – заботьтесь о ней. Не забывайте кормить и поить своего четвероногого питомца. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили! Исполнение «Песни кошки» А.Рыбникова, А.Санина. Группа детей солирует, остальные поют припев.Лариса ТЮКОВА, учитель начальной школы – детского сада Железноводска Ставропольского края
Комментарии