Я вспоминаю эпизод из художественного фильма «Анна Павлова». Группа девочек, будущих балерин, пришла в осенний парк. Учитель танцев ставит перед ними задачу: повторить кружение падающего осеннего листа. Девочки стараются выполнить столь нелегкое задание, а потом замечают, что в парке много разноцветных деревьев, над ними – небо, а под ногами не один лист, а ковер из листьев. Им захотелось всем упасть в этот ковер и молча смотреть в бездонное небо. Анечку такая красота потрясла…
Живя в строгих каменных домах Петербурга, она и другие девочки не подозревали о красоте, живущей почти рядом. Аня стала задумываться о том, что танцевальные движения и музыка, сопровождающая их, рождаются не в пыльных кабинетах и залах, а в красоте. Красота рождает красоту.
Эту идею многократно доказывали русские поэты, писатели, художники и музыканты. Считали природу источником живой силы, вдохновения, мудрости и великой любви ко всему родному, в том числе к русскому языку, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Толстой, Тургенев, Бунин – поэты и писатели XIX века. XX век дал литературе не менее известные имена: Есенин, Пришвин, Паустовский, Рубцов, Распутин, Васильев, Астафьев, которые продолжали и продолжают традиции своих великих предшественников.
Константин Паустовский писал: «…для полного овладения русским языком… нужно общение с пашнями, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком…» Русская литература интересна не только россиянам, она всегда привлекала зарубежного читателя и критика.
Английский романист Чарльз Перси Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы, и прежде всего Толстого, английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».
Можно бесконечно перечислять высказывания взрослых людей о любви русских писателей к природе, на учебном процессе это никак не отразится.
А как научить современных подростков видеть, чувствовать природу, понять, что земля живая, что «все в ней свой голос имеет» и написать об этом? Сегодня нет альтернативы урокам-экскурсиям, походам по родному краю. Организовать такие уроки в сельской школе легче, чем в городской. Хотя парки есть везде.
Такое убеждение ко мне пришло с годами. А в последнее время, когда в школу пришла информатика, а дома ребенок каждый день общается с компьютером и с другой техникой, не читает, не общается с миром природы, видит пейзажи только на экране, поняла, как скудеет их внутренний мир, а речь становится односложной, бедной.
Как учитель, я уверена, что веду детей по правильному пути. Начиная с 5-го класса, приучаю вслушиваться и всматриваться в мир природы и начинаю урок русского языка с описания самого удивительного явления в природе, увиденного ими по дороге в школу.
Сильный листопад, последние или первые цветы, прилет и отлет птиц, утренняя заря, причудливый иней на деревьях – мало ли что прекрасного встретится им на пути. Только детей надо обязательно спросить об этом.
На уроке ребята с радостью делятся впечатлениями, затем пишут сочинение-миниатюру. Слова «скорой помощи» написаны учителем на доске (опорные слова).
На уроках-экскурсиях по литературе они учатся видеть в природе самое незаметное – учатся всматриваться. Единственная красная ягодка в черном кустарнике, зеленый листочек в пожухлой траве – все удивляет детей. Они говорят об этом так: «Надо же, я здесь хожу почти каждый день и ничего примечательного не увидел».
Часто прямо в лесу, в парке или на пруду читаем стихи о временах года. Например, после прочтения стихотворения Тютчева «Лес, словно терем расписной» ребятам не надо объяснять значения слов. Они сами наблюдают за причудливым сплетением ветвей, любуются осенним разноцветьем, все трогают руками, вдыхают ароматы леса, чувствуют покой во всем.
Дети начинают вспоминать другие стихи и рассказы, называют картины, музыкальные произведения, и, конечно же, прозвучат фамилии Левитана, Чайковского, Пушкина, Фета. Пусть пока мало.
Так из урока в урок ввожу ребят в мир природы, обогащаю их лексикон, формирую умение видеть, чувствовать, создавать красоту и беречь малую родину и ее ценности.
Теперь им легче понять пейзажи Тургенева в «Бежином луге» и рассказ «Косцы» Бунина, очерки Пришвина и Паустовского. Дети прекрасно понимают, откуда взялись у этих авторов краски и щемящие сердце слова. Писатели тянулись в родовые поместья, ближе к природе, она помогала им раскрыться. Не случайно их любимые герои показаны на лоне природы, в естественной обстановке.
Толстой признается: «Без Ясной Поляны не было бы ни меня, ни моих сочинений».
Пушкин неотделим от Михайловского, Тургенев – от Спасского-Лутовинова, Есенин – от Константинова.
Посещение Самарского художественного музея – продолжение уроков-экскурсий на природу. Дети знакомятся с картинами природы, запечатленными Шишкиным, Айвазовским, Левитаном, Куинджи, Пластовым и другими. Это дает пищу для размышлений, ученики готовы написать сочинение по картине, поделиться своими впечатлениями. Музей можно заменить слайдами, но эффект, произведенный настоящими произведениями искусства, останется в душе надолго, может быть, навсегда.
На уроке-экскурсии никак нельзя умолчать об экологическом кризисе. Не случайно русские писатели уже в XIX веке заговорили о симптомах этого явления. Дети приводят примеры «облысения» России, видят «непорядок», который наблюдается в природе. Много содержательных текстов введено в учебник русского языка для 9-11 кл. (автор Т.А.Ладыженская) под рубрикой «Мое Отечество Россия». Они не только обучают и развивают, они формируют нравственное здоровье учащихся.
В творческих работах должна прозвучать мысль: «Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал» (А.П.Чехов).
Процесс оскудения природы, по мнению Чехова, ведет к духовной деградации, к утрате таких нравственных ценностей, как верность, чистота и добро.
Человек – это часть природы, его нельзя разлучать с ней. И задача взрослых – самим понять эту мудрую формулу и день за днем вводить детей в ее удивительный мир. Природа научит мыслить, чувствовать, жалеть, жить и творить добро.
с. Исаклы,
Самарская область
Татьяна ЦЫКОВА, заслуженный учитель России
Комментарии