Дошкольное образовательное учреждение или попросту детский сад – особая структура, маленький слепок с нашего общества, где, как в капле воды, отражаются все его социальные проблемы и особенности. Это многонациональность и поликультурность, социальное расслоение и дифференциация субъектов среды, это и качества – миролюбие и категоричность, доброта и жесткость, гибкость и экстремизм в поведении детей, в их взглядах и оценках. Именно здесь, на ступени дошкольного образования, где закладываются основы нравственности личности, ее отношений с собой и миром, необходимы мудрые люди – взрослые, воспитатели, которые явно и неявно останутся образцами поведения для детей и в их будущей жизни. Понимание того, что воспитатель – это не просто человек, находящийся по воле судьбы или случая вместе с детьми, что то, что демонстрирует он своим поведением и отношением, воспринимается ребенком как определенный эталон, заставляет нас задуматься над этой проблемой.
В дошкольном детстве, когда интенсивно развиваются познавательные способности и новые виды деятельности, когда формируются психические функции и личностные механизмы поведения, развиваются самопознание и самосознание, необходимо начать работу, где делается акцент на учет возможностей и интересов Другого, зачастую Иного, не такого, как Я сам. Социализация детей в нашем детском саду протекает в специфических, особых для сегодняшнего дня условиях. У нас нет разделения на касты или группы по принципу «особенности ребенка», у нас воспитываются дети-инвалиды вместе с обычными детьми. При этом хочется отметить, что среди так называемых обычных детей есть и гиперактивные, агрессивные, аутичные дети. Дети с ограниченными по здоровью возможностями интегрируются в обычную группу, и поэтому формирование толерантности к ним стало задачей первостепенной важности для нашего учреждения. Ведущая роль в этом аспекте принадлежит воспитателю.Педагог в этой роли должен точно определить спектр задач и цели, которые предстоит реализовать. В работе с детьми такой целью стало формирование у детей: способности сочувствия, сопереживания, понимания Другого; умения устанавливать и поддерживать контакты, взаимодействовать в различных видах и формах общения с окружающими, учитывая Другого, его возможности; умения сотрудничать, проявляя устойчивость и гибкость; умения вести диалог и действовать конструктивно в конфликтных ситуациях совместной деятельности.Согласно этой цели возникла необходимость введения в образовательную среду таких форм работы, как частичная и точечная инклюзия. Самым оптимальным решением стала проектная деятельность. Именно она затрагивает все формы и направления работы, позволяет оптимально задействовать технологии межличностного сотрудничества, а также реализовать задачи экспериментальной деятельности по организации психологически безопасной образовательной среды.У нас в ДОУ были разработаны творческие проекты «Вежливость», «Главные правила жизни», «Учитесь слушать тишину». Структура каждого проекта включает в себя: психологический тренинг; игротерапию; вводные беседы; занятия по изодеятельности; занятия по ознакомлению с художественной литературой; коррекционные занятия; самостоятельную деятельность детей; итоговое занятие; игры; сотрудничество с семьей.В проекте в тесном сотрудничестве работали преподаватели дополнительного образования, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи.Работа с детьми строилась с обязательным учетом их физических и психических особенностей. Конечно, было очень непросто организовать совместную деятельность, если рядом работают дети с синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью. Для полноценного детского сотрудничества на начальных этапах был разработан план индивидуального патронажа, для предотвращения негативных ситуаций и снижения количества психологических рисков и угроз. Однако, опираясь на естественный детский интерес к продуктивной деятельности, положительной оценке продуктов деятельности и различный уровень знаний, умений и навыков, работа была построена таким образом, что каждому ребенку была предоставлена возможность реализовать в полной мере индивидуальные возможности в тесном сотрудничестве с остальными детьми. Показателем успешного сотрудничества в проектах стало совместное пребывание детей в учреждении в различных режимных моментах: на прогулках, в столовой, на коррекционных занятиях, досуговых и праздничных мероприятиях.Однако работа только с детьми не может быть единственным аспектом в развитии толерантности. Не менее важно для педагога и сотрудничество с семьей. Семейный уклад, ценности и индивидуальное мировоззрение – определяющая шкала нравственных ценностей для каждого ребенка. В своей работе мы столкнулись с тем, что именно родители могут иметь скрытую интолерантность, протестуя против совместного пребывания детей с нормальным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья, приводя в качестве аргумента снижение общего интеллектуального фона образовательной среды и проявление признаков нетипичного поведения, например у детей с аутистическим синдромом. В отдельных случаях наблюдалась вербальная агрессия родителей, предубеждения и другие проявления интолерантности в отношениях между родителями разных воспитанников. Все это естественным образом ложится на шкалу нравственных ценностей ребенка в таких семьях. Чтобы преодолеть порог непонимания, педагогу было необходимо решить такие задачи, как: профилактика социальных конфликтов; психолого-педагогическое просвещение родителей; установление межличностных связей в диаде родитель – родитель; оценка уровня притязаний по отношению к собственному ребенку.Для их реализации в систему проектов было включено сотрудничество с семьей, которое потребовало большой подготовительной работы. Необходимо было определить эмоциональный настрой родителей на инклюзивные формы и методы работы, уровень их готовности к сотрудничеству. Для этого воспитатели совместно с педагогами-психологами провели работу по изучению различных позиций. Результаты были совсем не радужными: из общего количества родителей только 32% высказали готовность к сотрудничеству, тогда как негативное восприятие инклюзивных форм работы высказали 54% родителей. Исходя из этого мы разработали формы стимулирования, просвещения и поддержки родителей в рамках проводимых проектов. Основную роль выполняли групповые психологические тренинги, направленные на развитие и коррекцию механизмов торможения, адекватную оценку сотрудничества, формирование положительного эмоционального фона. Однако эта работа в обязательном порядке нуждалась в практическом подтверждении, что выражалось именно в совместной деятельности как с собственными детьми, так и в группе на интегрированных занятиях с участием детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, для родителей были оформлены наглядные материалы, выставки совместных детских работ. На завершающем этапе каждого проекта родители принимали активное участие в тематическом досуге.По итогам проведенной работы статистические данные, полученные в результате предварительного исследования, претерпели положительные изменения: количество родителей, готовых к продуктивному сотрудничеству, увеличилось до 58%, а негативное восприятие снизилось до 24%.Однако чтобы успешно провести такой объем работы, педагог должен обладать высокой профессиональной базой: быть самокритичным и воспринимающим внешнюю критику, но при этом эмоционально устойчивым, чтобы адекватно реагировать на возникающие психологические угрозы, заинтересованным в самосовершенствовании как в профессиональном, так и в личностном аспекте. Кроме этого, педагог должен обладать высоким уровнем коммуникативности не только в вербальной, но и в невербальной сфере, уметь адекватно применять положительное тактильное воздействие – обнять, погладить по голове, взять за руку, принимая во внимание необходимость работы с детьми с девиантным поведением или аутистическим синдромом. Учитывая поликультурность и многонациональность общества, педагог должен обладать широкой эрудицией, ведь область встающих перед ним вопросов необычайно широка. А следовательно, самосовершенствование педагога – это не только готовность к изменениям, но и постоянный процесс.Однако при всех положительных изменениях нельзя утверждать, что формирование толерантности у субъектов образовательной среды достигло своей высшей планки. Детский сад – постоянно развивающаяся среда, но развитие толерантности остается одной из важнейших задач дошкольного, а возможно, и школьного образования. Слова Бернарда Шоу в сегодняшней реальности актуальны, как никогда: «Теперь, после того как мы научились плавать в воде, как рыбы, лететь в воздухе, как птицы, нам осталось только одно – научиться жить, как люди».Т.СОЛОТИНА, старший воспитатель детского сада комбинированного вида №1524
Комментарии