search
main
0

Толерантность воспитывается в детском саду

Александр ВОРОБЬЕВ, глава управы «Москворечье-Сабурово»: – Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества. Москва – огромный полиэтничный мегаполис, издавна заселенный представителями разных национальностей.

Как всякий мегаполис, наш город представляет собой системное целое. Надежный путь предупредить возможный кризис управления столь сложным организмом я вижу в формировании гражданской солидарности и толерантности.

«Толерантность делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

В одном из выступлений генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, призывал обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности.

Каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

С 2008 года в нашем районе Москворечье-Сабурово работает Ресурсный центр «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» под руководством заслуженного учителя РФ, отличника народного просвещения Наталии Горбачевой.

Коллектив Ресурсного центра отличается стабильностью, творческим потенциалом, высоким профессионализмом.

Основная задача педагогов Ресурсного центра – создание условий для успешного вхождения в школьную жизнь детей разных национальностей с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности.

Ресурсный центр сплотил вокруг себя единомышленников, педагогические коллективы школ, дошкольных образовательных учреждений, педагогического колледжа.

Я рад, что эта работа охватила все этапы образовательного процесса, и надеюсь, что это будет способствовать формированию межкультурного диалога в районе.

Валентина КЛЕНЯЕВА, начальник отдела дошкольных образовательных учреждений ЮАО:

– Совместный пилотный проект Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» реализуется с 2008 года. Он направлен на обобщение и распространение опыта проводимой в последние годы комплексной и во многом инновационной работы московской системы образования по поддержке раннего развития детей, организации общественного дошкольного воспитания.

И это не случайно. Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка – период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

В целях реализации проекта на базе дошкольных образовательных учреждений города созданы пятнадцать ресурсных центров по актуальным для развития дошкольного образования направлениям. Перед ресурсными центрами поставлены задачи накопления и систематизации передового опыта и организации сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с целью повышения качества дошкольного образования в целом.

В Южном округе работают три городских ресурсных центра, один из них – «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» на базе ЦРР – детского сада №1787. В этом Ресурсном центре реализуется интегративный принцип мультикультурного воспитания дошкольников как наиболее перспективный в противовес ассимиляционному. Такой подход к развитию детей нерусской национальности предполагает наряду с овладением русским языком как вторым (а не иностранным) сохранение и поддержку их родных языков и культур и взаимодействие с семьями и диаспорами. При этом особое внимание обращается на необходимость создания ситуаций взаимодействия детей с разными языками внутри детского сообщества, построенных на межкультурном диалоге, что в равной степени значимо для детей, говорящих и не говорящих по-русски, без чего невозможно добиться гражданского единства и согласия в современном обществе.

В 2008 году на базе ЦРР – детского сада №2593 был создан окружной Ресурсный центр, задачей которого стала организация более тесного взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями округа по аккумулированию и распространению опыта работы педагогических коллективов в области детского двуязычия и интеркультурного воспитания дошкольников.

Такая организация взаимодействия городского и окружного ресурсных центров с образовательными учреждениями позволяет педагогам, опираясь на накопленный опыт, разрабатывать новые формы интеркультурного воспитания дошкольников, сохраняя и приумножая лучшие традиции, духовное богатство и нравственные ценности российского народа, воспитывая эти качества в наших детях, новых москвичах.

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

– В связи с увеличением потока мигрантов из стран ближнего зарубежья в московских детских садах растет число детей разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение – это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках.

Обучение таких детей русскому языку сегодня – одна из наиболее актуальных проблем. Как показывает опыт Москвы, наиболее перспективен интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.

Поэтому чрезвычайно важным событием стало открытие на базе ЦРР – детского сада №1787 Южного округа Ресурсного центра «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» в рамках реализации совместного пилотного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы». Основным направлением работы Ресурсного центра стала разработка содержания и форм организации дошкольного образования в условиях многоязычия.

Выбор этого учреждения был не случайным. Центр развития ребенка – детский сад №1787 одним из первых в Южном округе стал внедрять в свою работу принципы интеркультурной педагогики, апробировать разные формы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Это дошкольное учреждение отличается тем, что на протяжении многих лет работает в экспериментальном режиме. Коллектив детского сада – высококвалифицированные, творческие люди, в совершенстве владеющие секретами педагогического мастерства. Они успешно апробируют и внедряют современные педагогические технологии, они стали инициаторами инновационных процессов, щедро делятся своим передовым опытом, имеют многочисленные публикации по актуальным педагогическим вопросам.

В детском саду созданы комфортные условия для разнообразной детской деятельности с включением мультикультурного компонента, оборудована современная развивающая предметная среда с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, способствующая формированию доброжелательного и уважительного отношения детей к представителям разных народов, проживающих в многонациональной Москве. Здесь общее познавательное, эмоциональное и социальное развитие ребенка выбрано как приоритетное, а знакомство с родным языком и культурой предшествует знакомству с иными языками и культурами.

Решить проблему формирования толерантности у детей невозможно без обеспечения преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы. В ЦРР – детском саду №1787 накоплен интересный опыт взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы, которое рассматривается как одно из условий реализации непрерывного образования ребенка.

Городской Ресурсный центр – практико-ориентированная структура, вокруг которой начинают консолидироваться дошкольные учреждения, разделяющие цели и идеи центра, стремящиеся обогатить опыт дошкольного образования Москвы своими педагогическими наработками. Поэтому окружное управление образования и методический центр оказывают всестороннюю поддержку ресурсным центрам в выстраивании сети дошкольных образовательных учреждений и организации их взаимодействия.

Михаил АНТОНЦЕВ, депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям:

– Россия становится все более привлекательной для трудовых мигрантов. Особенно привлекательны в этом отношении крупные города, в частности, такие, как Москва. Подавляющее большинство иностранных граждан прибывает к нам с добрыми намерениями – чтобы получить образование, найти работу, открыть свой бизнес. Они видят в России страну, где будет реализован их человеческий потенциал, осуществлены личные мечты. Эти устремления десятков и сотен тысяч – настоящий капитал, который может и должен быть использован во благо Российского государства и общества.

В этой связи именно в Москве особенно остро возникает необходимость в реализации политики адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество. Хотим мы того или нет, мы живем в разнообразной, постоянно меняющейся среде, где звучит не только русский язык, но и сотни других языков и наречий.

Нам предстоит разработать программы адаптации мигрантов, которые бы включали в себя знакомство с правовой системой России, с культурными и бытовыми традициями ее граждан, которые бы предусматривали возможность совершенствовать знания русского языка, использовать базу учебных заведений для проведения интеграционных курсов для прибывших на территорию страны иностранных граждан. Нам, безусловно, необходимо внедрять в школьную и вузовскую системы образования концепцию толерантности и многокультурности российского общества, обеспечить соответствующую корректировку учебных программ и подготовку учителей и преподавателей, рассмотреть включение вопросов миграционной политики, противодействия ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости к агрессивному национализму в учебные планы учреждений начального, среднего и высшего образования.

Уверен, что воспитание жителя мультикультурной державы нужно начинать с самого раннего возраста. Очень рад, что в Москве такая практика уже реализуется через совместный пилотный проект Департамента образования и ЮНЕСКО в детском саду №1787, расположенном в районе Москворечье-Сабурово и ставшем Ресурсным центром «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур». Здесь создана предметно-развивающая среда с интеркультурным компонентом, позволяющая детям приобщиться к культурным традициям разных народов, населяющих московский мегаполис. Она и позволяет детям проживать интересным и значимым образом события, связанные с разными культурами.

Детский сад сегодня – это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира – норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.

В этом смысле Москва очень похожа на все другие мировые мегаполисы, где наблюдаются аналогичные тенденции развития. Межнациональное дружелюбие как основа для процессов социального взаимодействия задает вектор совершенствования мирного сосуществования, направленный на сложение усилий по достижению высокого качества жизни для всех, на единство народов, на сродство душ и процветание культур.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте