Советских людей десятилетиями воспитывали в духе нетерпимости к инакомыслию, к тем, кто против коммунизма, и даже к тем, кто не то чтобы против, но и не поддерживает его. Конечно же, я не проводила никаких специальных исследований, мое знание – как и большинства – из рассказов родителей, знакомых, из литературы. На заре советской власти нетерпимость проявлялась прежде всего ко всему индивидуальному – нельзя было слушать джаз, нельзя было носить галстук, нельзя было иметь личную жизнь, которая отличалась бы от коллективной. Постепенно одни запреты заменялись другими, многое смягчалось, но нетерпимость к тем, у кого иные взгляды, осталась. Многие из нас, воспитанные в годы, предшествующие перестройке, и сегодня замечают в себе черты этой нетерпимости. Это вовсе не значит, что мы одни такие. В мире еще много нетерпимости. Поэтому ЮНЕСКО и привлекла внимание к этой проблеме.
На какой почве развивается нетерпимость? Часто на религиозной. Вспомним средние века, многочисленные войны. И в наше время представители некоторых религий настроены весьма воинственно по отношению к иноверцам. Этнические, культурные и языковые особенности различных народов, цвет кожи тоже могут стать источником нетерпимости. А политические взгляды? Несколько лет назад я читала в газете, что одна наша семья распалась, ибо муж поддерживал Горбачева и перестройку, а жена была против.
Нетерпимость проявляется на разных уровнях. На государственном, когда одно государство нетерпимо относится к другому или к своим собственным гражданам, не разделяющим взглядов верхушки. Отдельные политические группы, партии, фракции внутри государства могут нетерпимо относиться к другим. Если большинство отрицательно относится к каким-то меньшинствам, оно может навязать свое мнение остальным. В связи с этим в демократических государствах при правлении большинства в законодательных документах обязательно фиксируются права меньшинств. Стоит заметить, что нетерпимое отношение меньшинства к большинству труднее проявить, т.к. меньшинство не обладает властью.
Толерантность предполагает, что у меня, например, есть свои убеждения, у кого-то другого взгляды иные, и я эти взгляды не приемлю, но терпимо к ним отношусь. То есть существует нечто (взгляды, убеждения, действия, поступки), к которым нужно относиться терпимо. Не значит ли это, что мы можем кого-то ненавидеть и быть термимыми? Нет, ненависть должна уступить место пониманию других взглядов, уважению к иным убеждениям, умению принимать людей такими, какие они есть. Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор отмечает: “Что такое толерантность? Это не уступка, не безразличие. Это знание и понимание других. Это взаимное уважение через взаимопонимание… Что такое толерантность? Об’единение – да; единообразие – нет. Разнообразие – да; насилие – нет. Страстные споры – да; сила и подчинение – нет”.
В далеком прошлом враждебное отношение к другим племенам, кланам, странам, группам было естественным. Некоторые ученые считают, что толерантность нужна сейчас, сегодня, чтобы не умирали в мире люди только из-за ненависти одних к идеям, взглядам или цвету кожи других; что в будущем, если воспитывать детей в духе терпимости, не понадобится говорить об этом, это будет естественно.
Специальный Трактат о толерантности (Traite sur la tolerance) написал и опубликовал в 1763 г. Вольтер. Он был возмущен нетерпимым отношением католиков к протестантам во Франции. Однако он указывал, что атеизм – не синоним толерантности, т.к. атеизм, как и любая религия, может достичь фанатизма. Нам это хорошо знакомо – разрушение храмов и запрет веры нанесли необратимый урон нашей духовности. Вольтер назвал толерантность общечеловеческой ценностью и добродетелью. Он писал: “Мы должны всех людей рассматривать как наших братьев. Что – и турок мой брат? И китаец? И еврей? Да, без сомнения. Мы все – дети одного отца”.
Прислушаемся к словам великого мыслителя. Постараемся воспитать себя и своих детей в духе терпимости.
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ
P.S. Редакция “УГ” поздравляет Наталию Воскресенскую с выходом новой книги о российском образовании. Она опубликована в США, и ее соавторами являются английские и американские педагоги.
B.Holmes, G.Read, N.Voskresenskaya
Russian Education. Tradition and Transition. n.y. London: Garland Publishing, I nc., 1995
Комментарии