Российские женщины-педагоги называют основной причиной профессионального выгорания и желания сменить работу не возраст и сложности с учениками, а токсичный коллектив. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), специалисты которого провели опрос.
В исследовании приняли участие женщины-педагоги в возрасте от 23 до 62 лет со стажем работы в школе от года. Неудовлетворенность взаимоотношениями с коллегами или недостаток уважительного отношения к себе отметили 25% опрошенных, а 40% отмечали низкую защищенность от публичного унижения в коллективе, угроз в свой адрес или принуждения делать что-либо против своего желания.
Респонденты с высоким уровнем выгорания чаще, чем коллеги-ровесники с низким его уровнем, отмечали у себя признаки биологического старения организма – такие как хронические заболевания и усталость. «При этом интенсивность профессионального выгорания не зависела от возраста опрошенных: педагоги с любым стажем находятся в равной степени риска», – подчеркнула руководитель исследования, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ Татьяна Березина. Отторжение от своей работы развивалось у педагогов под влиянием тяжелой психологической атмосферы в коллективе, равнодушия со стороны коллег и ощущения безуспешности, уточнила эксперт.
Как заключили в университете, установление взаимосвязей между безопасностью образовательной среды и профессиональным выгоранием педагогов открывает возможности профилактики этого синдрома.
Сергей ДОНАТОВИЧ
Комментарии