Екатерина АНАНЬЕВА стала победительницей конкурса «Учитель года» Чувашской Республики. Беседу мы начинаем с того, что я сообщаю ей: она родилась в 1995 году, как раз когда я пришла работать в школу. Она улыбается, а я вижу, что разница в поколение ее не смущает, скорее наоборот. Мы с ней коллеги, преподаватели английского языка, многие моменты совпадают, часть обсуждаемого понятна без долгих объяснений. Нагрузка у Кати 36 часов в неделю, «меньше у нас просто не предлагают». Сравниваем показания, я начинала с 27 часов, две смены, 11 подготовок. «Ой, а у меня всего 9!» Молодость, где ты, когда вообще не думал о перегрузках и количестве подготовок?.. А о чем думалось, как она пришла в профессию?
Уровень образования: высшее педагогическое, окончила университет. Специализация и квалификация по диплому «Педагогическое образование: иностранный язык (английский), иностранный язык (немецкий), бакалавр». Когда подошла пора педпрактики, встретила в вузе знакомого постарше, который и посоветовал ей пойти в школу №17, официальное название – «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» города Новочебоксарска Чувашской Республики». Проработав летом в лагере вожатой, Екатерина пришла на практику именно в это учреждение, и ей там очень понравилось. Когда предложили работать там, она сразу согласилась и успешно совмещала написание диплома с уроками в школе. А Константин Мартемьянов, приведший ее туда, поначалу был наставником, теперь же стал коллегой и другом, к которому всегда можно обратиться за помощью или просто поделиться заботами, проблемами.
Что ей нравится в профессии? «Детство – трепетное, нежное и волшебное время, которое, к сожалению, быстро проходит. Но только не в школе. Школа – это и есть мир вечного детства, где каждый день проживаешь по-новому, неожиданно и ярко. Каждый год 1 сентября вместе с первоклассниками учитель становится ребенком, а к 25 мая с выпускниками вырастает, чтобы затем снова и снова повторить этот цикл школьной жизни. Расти вместе с учениками, рука об руку сопровождать воспитанников на их пути от непоседливых малышей к взрослой жизни – самое бесценное и замечательное в работе учителя», – делится Екатерина.
Я рассказываю, что каждый урок, любые занятия с педагогами на курсах повышения квалификации начинала с одинакового приветствия: «Я счастлива видеть вас у себя в классе (в аудитории)». Екатерина оживляется, она тоже пользуется подобной фразой. С детства мечтала быть учительницей, преподавать английский язык, знакомить школьников с иной культурой, историей. Дети, по ее мнению, всегда приносят ощущение счастья: «Понимаете, вот они окончат школу, выйдут во взрослую жизнь, как и мы. И представьте себе, мы, учителя, останемся у них в памяти, может быть, они будут вспоминать нас с улыбкой, добрыми словами через двадцать пять, даже пятьдесят лет!» Я заверяю ее, что так и будет, потому что ежедневно, проходя по улицам, сама отвечаю на радостные приветствия, хотя не всегда узнаю во взрослых лицах конкретного ученика или ученицу. «Быть счастливым и осознанным человеком, любить свое дело, ценить свою жизнь, постоянно стремиться к новым открытиям, быть гибким и мобильным, радоваться простым мелочам и быть источником добра и нескончаемого оптимизма – это качества, которые я ценю, развиваю в себе и прививаю моим ученикам», – уверена Екатерина.
«Я веду английский язык со второго по десятый класс, – поясняет она, говоря о своей методике. – Безусловно, есть огромная разница между преподаванием в начальном, среднем и старшем звеньях. Так как для маленьких детей центральным видом деятельности является игра, то для них я подбираю больше наглядных примеров, много игр и песен. На среднем этапе, как мне кажется, у детей резко снижается мотивация к учебной деятельности в принципе, в том числе к изучению английского языка. Поэтому здесь от учителя требуется удержать мотивацию, настроить на позитив. В средних классах ребенок, например, с удовольствием послушает песни любимых исполнителей на английском языке. Если ученик поймет, что обучение предмету может быть занимательным и интересным, что тема стоит того, чтобы отложить все свои дела, мысли и сконцентрироваться на ее исследовании, тогда мы сможем достигнуть успеха в учебе. В старшем звене очень важна профориентационная работа даже на уроках английского языка, потому что обучающиеся, приходя в старшие профильные классы, должны осваивать направления, которые в будущем могут стать для них частью полученной специальности и профессии. Я работаю в социально-экономическом и технологическом профилях. Часто старшеклассники ошибочно думают, что английский им на данных направлениях уже не нужен, и здесь тоже может снизиться мотивация. Для поддержания интереса к учебе я применяю CLIL-технологию. Этот же прием использовала в ходе урока на конкурсе «Учитель года». Суть ее заключается в том, что, когда учитель ведет урок по своему предмету, в моем случае это английский, при этом изучается тема какого-то другого направления – обществознания, географии и так далее. Будущим выпускникам становится интересно, и они понимают, что английский язык можно применять и в повседневных реалиях, трудясь над созданием приложения, читая инструкцию к новому агрегату. Важен упор на жизненные ситуации», – рассказывает учительница.
Здесь мы тоже делаем лирическое отступление, обсуждаем специфику проведения занятий, составления учебных планов, так как и я вела уроки со второго по одиннадцатый класс, к тому же у нас в школе профильное обучение в старших классах. Представим себе рабочий день: обычные уроки английского языка в среднем звене, затем бизнес-английский для экономического класса, технический перевод в профильном физико-математическом классе, страноведение и литература в гуманитарном классе, а потом вторая смена, начальный период обучения со второклассниками и завершающие вечерние уроки с усталыми, но все еще бурными четвероклассниками.
А вот опыт классного руководства мне лично незнаком, я с интересом слушаю Екатерину. Ей приходилось быть классным руководителем у двух классов одновременно, просто не хватало педагогов. Сейчас у нее десятый класс, через год будет готовить их к экзаменам и выпускать в большую жизнь. С подростками всегда нелегко, а в последнем классе, особенно перед экзаменами, и вовсе бывает сложно. Но Екатерина убеждена, что хороший учитель всегда справится с дисциплиной и мотивацией. Похоже, ее уверенность в своих силах и помогла ей не только с энтузиазмом воспринять задание провести классный час, но и произвести огромное впечатление на жюри и присутствовавших там журналистов.
Как она пришла на конкурс? Проработав пять лет, поняла, что нужно попробовать что-то новое, выйти за рамки школы. Пришла к директору школы №17 Наталье Кротовой, и та сразу идею одобрила. Поддержка администрации школы в любом начинании, мероприятии, а тем более многоступенчатом конкурсе очень существенна. Нужно организовывать замены на время отсутствия учителя, следить за ходом событий, помогать добрым словом. Члены жюри отмечали креативность, открытость и умение найти подход к любому ученику. А директор школы уверяет, что коллектив с самого начала не сомневался в способности Екатерины Ананьевой стать победителем.
При таких нагрузках остается ли у учительницы время на себя, есть ли у нее хобби, увлечения? Конечно, говорит она с улыбкой, как же без этого. Екатерина рисует, то есть ставит перед собой холст и пробует создать картину. Иногда на это уходят месяцы, думаю, времени-то и правда не хватает, но она не бросает любимое занятие. Зимой ходит на лыжах, летом – велоспорт. Любит читать, ей кажется, что чтение – это само собой. Когда кончается учебный год и наступает небольшой перерыв между школой, лагерем, домашними делами, перечитывает роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Любимой героини у нее нет, привлекает история семьи, где пять дочерей, их совершенно разные судьбы. Любит перечитывать «Уроки французского» – рассказ русского писателя Валентина Распутина, потому что в нем описан необычный жизненный путь человека, стремящегося получить образование. Да и вообще есть много прекрасных книг, которые ей еще предстоит узнавать заново или впервые.
На вопрос о будущем Екатерина отвечает уверенно: уходить из школы не собирается. Конкурс открыл перед ней новые горизонты, показал громадные возможности, в том числе и по использованию ИКТ в педагогике. С одной стороны, в Интернете есть все. С другой – учитель, особенно преподаватель иностранного языка, должен обращать повышенное внимание на сетевую безопасность, обучать школьников умению отличать ложную информацию от истинной. Современные дети даже в начальной школе умеют пользоваться различными средствами связи и поиска информации, нужно учить их разумному подходу. Можно ли представить себе уроки без использования ИКТ? Нет, но нужно быть готовым к неожиданному, в том числе к поломкам или отключению энергии. Но мы-то, учителя, всегда находимся в классе. Стоим у доски, на нас смотрят детские глаза. Нужно показывать им уверенность, сохранять спокойствие и направлять их энергию в нужное русло. У нас все получится!
Нина КОПТЮГ, Чувашская Республика
Комментарии