search
main
0

Точки соприкосновения

Сцена в кабинете директора. «Филиппов, ты за кого?» Звучат две всем известные фамилии. Подросток стоит, опустив голову, и не отвечает. Ведь он знает, что диалог невозможен, что есть правые и такие, как он.

Провинциальный российский город. Наши дни. Губернаторский лицей для одаренных детей имени Сергия Радонежского. По широкой дороге за большим окном в кабинете директора ездят автомобили. А здесь и сейчас, как нередко бывает в кажущихся бытовыми ситуациях, решается судьба человека. Причем не только старшеклассника Андрея Филиппова, поучаствовавшего в митинге протеста, но и руководителя учреждения, который со дня на день ожидает неизбежную проверку. Результаты этой проверки в свою очередь могут поставить крест на амбициях директора лицея возглавить региональное министерство.

«Бешеный хворост» – так называется спектакль, открывший новый сезон в столичной Школе современной пьесы. Ее художественный руководитель Иосиф Райхельгауз признается, что прочитал отрывок пьесы в Интернете, быстро отыскал ее полный текст и мгновенно влюбился. Постановка, в которой задействованы Татьяна Васильева и Татьяна Веденеева, – яркий театральный дебют автора текста Олега Маслова.

Решение разделить небольшой зал на две части и поместить действо в его центр – сильный ход. Он, с одной стороны, иллюстрирует некоторую поляризацию общества, с другой – показывает определенную условность всех границ.

«Допрос» в учительской длится очень долго. Главное, что всеми правдами и неправдами пытаются выведать у Филиппова, – кто из учащихся был на митинге вместе с ним. И по ходу динамичного развития сюжета, где часто хочется одновременно смеяться и плакать, каждый из персонажей раскрывается по-своему.

Показавшийся многим внезапным «бунт школьников», как его обозначили в СМИ, поставил перед обществом новые, но по большому счету и вечные вопросы. «Отцы и дети» ищут точки соприкосновения, и в какой-то момент кажется, что полюса могут сблизиться, а уровень напряженности имеет шансы сойти на нет, но… Неаккуратное слово, выдавшее неискренность внезапного порыва, вновь обрушивает все в тартарары.

Почему «Бешеный хворост»? Все просто – это одно из названий азалии, он же рододендрон желтый. Красивое, но при этом ядовитое растение, весь спектакль присутствующее на импровизированной сцене. И в этом также усматривается определенный подтекст, ведь считается, что дети – цветы жизни.

После премьеры я поинтересовался у Иосифа Леонидовича, не страшно ли ему. Он искренне удивился вопросу, ведь одна из задач театра – художественно осмыслять происходящие в обществе процессы. Тем более что и автор пьесы отчасти подглядел сюжет в одной из школ, где когда-то работал.

Завершается первый месяц очередного учебного года. Совсем скоро мы подойдем к празднованию Дня учителя, а до этого – к финальным испытаниям конкурса «Учитель года России». Его участники традиционно высокопрофессиональные, яркие, одаренные и очень работоспособные представители педагогического сообщества. Еще большее количество учителей будут следить за ходом конкурсных испытаний онлайн, в материалах СМИ, в сюжетах федеральных телеканалов.

Хочется пожелать каждому участнику удачи на этом пути, который, чем бы ни закончился конкурс, не может не привести к победе – личной и профессиональной.

Этот номер «Учительской газеты» мы во многом посвятили конкурсу, представив на полосах участников финала текущего сезона. Кроме того, в этом выпуске вы найдете региональную вкладку, посвященную Ростовской области, принимающей конкурс на своей гостеприимной земле.

Пьеса Олега Маслова заканчивается встречей спустя десять лет Андрея Филиппова, ставшего журналистом, с директором школы. Это своеобразное после­словие не попало в спектакль. Но там содержится вполне определенный вывод: жизнь пообтесала парня, и разница между позициями героев становится не столь очевидной.

Все мы когда-нибудь вырастаем.

Арслан ХАСАВОВ, главный редактор «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте