search
main
0

Точки роста. Преподавание биологии на базовом и профильном уровне по учебникам издательства «Дрофа»

В связи с модернизацией школьного образования, введением новых образовательных стандартов и профильной школы возникла насущная необходимость создания новых учебников. В старшей школе базисным учебным планом предусматривается возможность профильного обучения: на базовом уровне на изучение биологии отводится не менее 70 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11-х классах или по 2 часа в неделю только в 10-м классе), на профильном уровне – 210 часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11-х классах). Естественно, что требования к уровню подготовки выпускников базового и профильного уровня существенно различаются. Введение профильного обучения потребовало создания учебников, ориентированных на разный уровень освоения предмета.

Задача учителя, преподающего биологию на базовом уровне, – сформировать биологически грамотного гражданина современного общества, создать тот фундамент биологической и экологической компетентности, который позволит сегодняшнему школьнику ориентироваться в информационном потоке XXI века. И базовый учебник должен помочь решить эту важнейшую проблему.

В нашем издательстве в августе 2005 г. вышел в свет новый учебник по общей биологии для базового уровня, написанный в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и базисным учебным планом – «Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень» (авторы: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова).

Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ», включен в Федеральный перечень учебников и отвечает всем гигиеническим требованиям к учебным изданиям.

Весь материал учебника разделен на пять глав. Первая глава – вводная. Она посвящена изучению и повторению сущности и свойств живого, уровней организации и методов познания живой природы. Следующие четыре главы соответствуют четырем ступеням на лестнице уровней организации живой материи: клетка, организм, вид и экосистема.

Учебник завершает линию Н.И.Сонина, однако стиль изложения материала, доступный для учащихся с любым уровнем подготовки, и структура учебника позволяют использовать его на завершающем этапе изучения биологии в школе после учебников всех существующих линий.

Написанный легким языком, с определенной долей эмоциональности учебник формирует у ученика чувство сопричастности к изучаемым проблемам, усиливает восприятие проблем современного мира. Сочетая доступность и научность изложения, авторы раскрывают теоретические положения науки на основе самых современных научных данных. Практически в каждом параграфе в форме дополнительного материала приводятся интересные факты, расширяющие кругозор учащихся.

Следует особо отметить практическую направленность нового учебника. Например, в параграфе «Неклеточная форма жизни: вирусы», кроме материала о строении, размножении и многообразии вирусов, приводятся современные данные о вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ), разбирается его жизненный цикл, объясняется, как развивается СПИД, какие существуют способы защиты и перспективы лечения. В теме «Индивидуальное развитие» поднимаются вопросы репродуктивного здоровья, влияния никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека. В параграфе «Биотехнология: достижения и перспективы развития» обсуждаются этические аспекты развития биотехнологии, использование геномных технологий в медицине и пищевой промышленности. Список подобных примеров можно продолжать.

Разнообразен методический аппарат учебника: в каждом параграфе, кроме вопросов для повторения и заданий, присутствуют вопросы на актуализацию знаний, а в конце глав – вопросы для обсуждения, которые учитель может использовать, например, на обобщающих уроках.

Учебник красочно иллюстрирован. Слайды, микрофотографии, рисунки выполнены на высоком художественном уровне. Большинство иллюстраций отражают современные достижения биологии и впервые используются в школьной литературе. Разнообразный иллюстративный аппарат учебника позволяет многие темы изучать, основываясь практически только на визуальном ряде.

В настоящее время учебник уже работает в ряде регионов и получил высокую оценку специалистов. Созданы экспериментальные площадки в Волгоградской, Нижегородской, Челябинской областях. Редакция получает очень хорошие отзывы и от учителей, и от учеников, изучающих общую биологию по этому учебнику.

Программа, реализованная в учебнике «Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень», имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» и опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы».

В комплект к учебнику создано «Методические пособие» (авторы Т.А.Козлова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов). Оно содержит примерное тематическое и поурочное планирование курса на базовом уровне, подробные поурочные рекомендации. Готовятся к изданию «Рабочая тетрадь» и «Тетрадь для лабораторных работ».

Для изучения биологии на профильном уровне (3 часа в неделю) рекомендуется использовать учебники «Общая биология. 10 класс» (авторы: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин) и «Общая биология. 11 класс» (авторы: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин).

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников.

В учебник 10-го класса вошли темы «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле», «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции». В учебник 11-го класса – «Учение об эволюции органического мира», «Взаимоотношения организма и среды».

Инна МОРЗУНОВА, заведующая редакцией биологии издательства «Дрофа», кандидат биологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте