search
main
0

Точки роста . Как работает современная инфраструктура методической поддержки учителей

В марте 2005 года по инициативе Министерства образования и науки РФ стартовал проект «Информатизация системы образования» (ИСО). Целевой займ в 100 миллионов долларов на реализацию проекта до 2008 года предоставил Международный банк реконструкции и развития, а конкурс на реализацию проекта выиграл Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).

СтатфактНа сегодняшний день действуют 388 ММЦ: 232 ММЦ в пилотных регионах проекта и 156 в новых регионах. Повышение квалификации по базовой педагогической ИКТ-компетентности в ММЦ прошли свыше 53 тысяч педагогов в регионах проекта и свыше 20000 в новых регионах. К 388 ММЦ прикреплено свыше 10000 школ. Как минимум, каждый второй педагог в пилотных регионах проекта хотя бы раз получал консультативную поддержку от ММЦ.

Проект ИСО охватывает ключевые составляющие образовательной практики: содержание образования, методы обучения и педагогические кадры. Отсюда направленность основных программ и компонентов проекта – разработка учебных материалов нового поколения, профессиональное развитие педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для целей образования, а также создание системы межшкольных методических центров (ММЦ).

ММЦ играют особую роль в проекте ИСО. Они не только составляют основу разветвленной инфраструктуры для поддержки информатизации в субъектах России, но и главное – обеспечивают возможность постоянной методической поддержки всех педагогов пилотных регионов в освоении и применении современных образовательных технологий. О том, что конкретно дают они учителю, наш разговор со Светланой АВДЕЕВОЙ, руководителем проекта ИСО НФПК.

– Светлана Михайловна, как выстроен механизм работы сети и не дублируют ли ММЦ хорошо всем известные ИПК, ИРО?

– Нет, не дублируют, у них другая задача – непрерывная методическая и консультационная поддержка педагогов по внедрению инновационных процессов, связанных с информатизацией образования, так необходимых сегодня школе. До недавнего времени, информатизация образования рассматривалась многими как техническая задача. Под ней понимались в первую очередь поставки компьютеров, подключение к интернету, введение курса информатики. Информатизация редко связывалась непосредственно с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения, достижением новых образовательных результатов учащихся, модернизацией всех сторон жизни общеобразовательной школы. Сегодня положение изменилось. В образовательном сообществе начинают решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением парадигмы образования, способов педагогической деятельности.

При разработке нашего проекта с самого начала был заложен системный подход, учитывающий все аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в школу. Организационной основой проекта ИСО служит созданная система межшкольных методических центров (ММЦ). Эти центры обеспечивает переход от курсовой системы повышения квалификации работников школы к обучению «через всю жизнь», так необходимому современному педагогу.

В проекте разрабатывается большое количество учебных материалов нового поколения, позволяющих формировать новые способы организации учебного процесса. Сюда входят коллекция цифровых образовательных ресурсов, учебно-методические комплексы нового поколения, программно-методические средства формирования информационной образовательной среды школ и другие. Для эффективного освоения всех этих средств учителям недостаточно знакомства с ИКТ на курсах повышения квалификации. Вся работа ММЦ ориентирована на поддержку процессов информатизации образовательных учреждений, освоение педагогами методических, информационных и технологических ресурсов, поступающих в школы как результат разработок проекта ИСО, а также из других источников. Для этого ММЦ помогают школам разрабатывать и реализовывать свои программы информатизации (программы развития) через созданные в каждой школе «школьные команды». Члены этих команд – лидеры процесса информатизации в своей школе. В их число входят руководитель школы, его заместители, ответственный за информатизацию, преподаватели и, возможно, школьники, активно участвующие в работе по информатизации своей школы.

Сеть ММЦ в наших пилотных регионах начала работать осенью 2005 года. Понятно, что на старте для массового внедрения создаваемых в проекте учебных материалов требовалось обучить всех педагогов базовой педагогической ИКТ-компетентности и только потом выходить на программы обучения второго уровня – умение использовать и встраивать в учебный процесс материалы нового поколения, разрабатываемые в рамках проекта.

ММЦ создавались как дополнение к муниципальным методическим службам. Мы не навязывали пилотным регионам единую организационно-правовую форму создания ММЦ, однако жестко отслеживали их соответствие нашим требованиям. НФПК закупил для них современное программно-аппаратное обеспечение, обучил кадры, а регионы выделили для ММЦ отремонтированные помещения, соответствующие заданному проектом стандарту. В итоге мы получили современные центры, куда педагоги приходят с удовольствием. В 2005 году каскадным методом мы обучили сначала региональные методические команды в Москве, затем уже эти команды на базе РКЦ провели обучение сотрудников и методистов ММЦ. Количество и расположение ММЦ в каждом регионе было рассчитано таким образом, чтобы ни одна из школ не осталась неохваченной. Таким образом, основная задача ММЦ, в отличие, например, от ИПК, – не курсовое повышение квалификации, а непрерывная индивидуализированная и адекватная современным требованиям поддержка работников образования. Обычная форма работы в ММЦ – это 1-3-дневные образовательные семинары по внедрению современных образовательных технологий и инноваций в педагогический процесс, прежде всего, конечно, через использование ИКТ.

– С сентября 2007 года ММЦ перешли на программы второго уровня. Что это значит?

– Они начали подготовку педагогов по новым учебным программам. Мы называем их программами второго уровня. Дело в том, что на начальном этапе проекта ИСО, когда ММЦ только создавались, они взяли на себя основной объем работы по формированию базовой педагогической ИКТ-компетентности учителей в прикрепленных школах. Сегодня практически все учителя в регионах проекта прошли такую подготовку. На новом этапе развития проекта перед ММЦ встала задача поддержать внедрение в учебный процесс вновь разработанных учебно-методических материалов, которые активно используют ИКТ-насыщенную информационную среду современной школы.

В первую очередь это касается освоения учителями-предметниками наборов ЦОР к действующим учебникам и информационных источников сложной структуры (ИИСС), которые разрабатываются в рамках проекта. Эти мероприятия ориентированы на всех учителей-предметников образовательных учреждений в регионах проекта.

Все учебные мероприятия проводятся силами методистов ММЦ с широким использованием интернета. На стадии запуска эта работа организационно поддерживается методистами РКЦ, а также учителями апробационных площадок, проводивших полевые испытания наборов ЦОР к действующим учебникам и ИИСС в условиях школы.

По каждому образовательному направлению разработаны вариативные модули по 6 – 18 часов каждый. Обучение учителей-предметников проводится по каскадной двухуровневой схеме: методисты РЦОА вместе с работниками АП готовят преподавателей (методистов) ММЦ, которые, в свою очередь, проводят обучающие семинары учителей-предметников на базе своих ММЦ.

В каждом ММЦ на одном таком семинаре могут пройти обучение по вариативным модулям от 25 до 75 учителей-предметников. После проведения одного или нескольких семинаров преподаватели ММЦ оказывают учителям-предметникам регулярную методическую и консультационную поддержку с помощью интернета.

Таким образом, программы второго уровня – это непрерывная методическая поддержка педагогов прикрепленных школ. Собственно, это то, ради чего мы их и создавали. В рамках этих программ работники школ получают консультации и учатся тому, как трансформировать учебный процесс, встраивать в него ресурсы проекта, использовать учебные материалы нового поколения, корректировать свои программы информатизации на следующем этапе.

– А каким образом педагог может получить доступ к инструментальным средствам проекта, и что конкретно они могут использовать?

– Работа РКЦ-ММЦ поддерживается с помощью специализированного программного комплекса – информационной методической среды – ИМС. Эта система обеспечивает взаимодействие ММЦ и управление информацией – размещение, хранение, доступ, передача, обмен и, конечно, мониторинг.

Основным инструментом, обеспечивающим распространение разработок проекта ИСО в массовую школу, является Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Уже больше года она функционирует в сети «Интернет» по адресу http://school-collection.edu.ru/. Сейчас в коллекции в открытом доступе находится порядка 45 тысяч ресурсов. Все ресурсы коллекции открыты и бесплатны для системы образования. Цифровой ресурс – понятие широкое: это может быть какой-то маленький объект, допустим, оцифрованный текст художественного произведения или цифровая копия картины, а может быть сложный программный инструмент, позволяющий смоделировать физический процесс или провести серьезное исследование.

Кстати, в ноябре-декабре мы планируем объявить конкурс на лучшие методические разработки учителей по работе с ресурсами коллекции. В итоге они также будут доступны всем.

Важно, что в каждом регионе появилось специальное хранилище, куда будет загружаться «зеркало» центральной коллекции и размещаться региональные ресурсы педагогов.

Уже сегодня педагогам доступны для использования в учебном процессе ресурсы различного уровня – видеофрагменты опытов по естественно-научным предметам, нарезки художественных и учебных фильмов, электронные энциклопедии и справочники… Все это читается и скачивается простым браузером. Есть программы автоматизации административной работы, составления расписания и другие. Есть законченные учебно-методические модули, позволяющие, например, пройти тему «Механика» по физике. Есть и небольшие лаборатории, охватывающие не весь спектр тем по предмету, а конкретную область, например, тему дифракции и интерференции света. Самый сложный тип ресурса – инновационные учебно-методические комплексы, их внедрение – комплексная задача, которую еще предстоит решать системам ММЦ.

– В июне 2008 года закончится первый этап проекта ИСО. Как потом будут функционировать ММЦ?

– У большинства регионов уже сейчас есть свои схемы поддержки ММЦ. Например, в Красноярском крае, где больше всего ММЦ, приняли решение не только сохранить существующие, но и создать новые ММЦ в каждом муниципалитете. А в Пермском крае собираются переходить на систему заказа. ММЦ будут участвовать в конкурсах, чтобы получить право на методическую поддержку педагогов, финансироваться и продолжать развиваться. В любом случае ММЦ должны доказать свою востребованность, ведь выживут те, кто сможет эффективно и качественно работать с педагогами в соответствии с требованиями времени.

– Светлана Михайловна, какова, на ваш взгляд, основная задача тех ММЦ, которые продолжат свою работу и после окончания проекта?

– Сделать так, чтобы разработанные в проекте ресурсы эффективно транслировались через ММЦ и реально использовались в массовой школе. Конечно, для этого предстоит решить немало проблем. В частности, если мы хотим, чтобы каждый учитель начал использовать цифровой образовательный контент в повседневной работе, в его классе должно быть автоматизированное рабочее место. К сожалению, пока это не всегда так, но проблема постепенно решается. Например, каждый учитель – победитель приоритетного национального проекта «Образование» из наших 7 пилотных регионов был обеспечен автоматизированным рабочим местом в рамках нашего проекта. Более того, ММЦ заключили с ними договор на работу по методической поддержке педагогов. Конечно, активность, качество и отдача от работы ММЦ разная. Отрадно видеть, что в большинстве центров сотрудники уже сами инициируют новые программы и методики, предлагают новые формы работы с педагогами, в том числе через лаборатории дистанционного обучения. В непрерывном улучшении качества методической работы и заключается главная задача сети ММЦ.

Как работает сеть?

В каждом из пилотных регионов создана система методических центров, включающая в себя Региональный координационный центр (РКЦ) на уровне региона и Межшкольные методические центры (ММЦ) в муниципальных образованиях.

РКЦ – региональный оператор проекта ИСО. Он поддерживает работу ММЦ, проводит обучение методистов, оказывает им необходимую методическую и консультационную поддержку.

По рекомендации региональных органов управления образованием РКЦ действуют на базе институтов повышения квалификации работников образования (Республика Карелия, Ставропольский, Хабаровский и Красноярский края), Центра информационных технологий в образовании (Калужская область), Центра педагогической информации (Пермский край), областного Центра информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений (Челябинская область).

ММЦ поддерживают образовательные учреждения на местах и действуют на базе муниципальных методических кабинетов и центров, «продвинутых» школ, учреждений начального профобразования, межшкольных учебных комбинатов, центров дополнительного образования детей и учреждений дополнительного профессионального образования взрослых. Образовательные ресурсы ММЦ максимально приближены к основным потребителям: учителям и ученикам. Все ММЦ объединены средствами телекоммуникаций и встроены в единое информационное пространство региона.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте