Близится конец учебного года, ученикам выпускных классов предстоит сдавать экзамены и после летних каникул продолжить свой дальнейший образовательный путь.
Одним из приоритетных направлений деятельности педагога в нашей школе является работа с одаренными и мотивированными детьми и подростками. Главное в данной работе заключается в том, что раскрытие талантов ребенка – одна из ключевых задач системы образования, работа над которой гарантирует большой вклад наших учеников в дальнейшее экономическое и социальное развитие общества.
Результаты участия школьников во всех этапах ВОШ и МОШ демонстрируют уровень выстроенной работы с одаренными и мотивированными детьми, ее эффективность, готовность педагогических работников к взаимодействию с такой категорией обучающихся. Анализ результатов участия школьников в олимпийском цикле должен стать отправной точкой для работы педагогов в последующие годы.
В нашей школе в течение последних лет наблюдается положительная динамика в данном процессе. С каждым годом увеличивается число участников предметных олимпиад федерального и регионального значения. Только за последний год количество участников ВОШ выросло почти в три раза. Также стоит отметить и результативность участия, в уходящем учебном году кратно умножилось количество призеров и победителей в муниципальном и региональном этапах ВОШ и очном этапе МОШ.
Данные результаты говорят о грамотной работе с учащимися, выявлении одаренных детей и мотивации на более глубокий уровень изучения предмета. Расширение внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе также способствует достижению высоких результатов на различных предметных олимпиадах. Планируя деятельность на следующий год, стоит учесть удачный опыт коллег по работе с одаренными и мотивированными детьми и, изучив весь спектр дополнительного образования в нашей школе, расширить его в тех направлениях, предметные результаты по которым показывают дефициты.
В современной образовательной практике учителя часто сталкиваются с рядом трудностей. Прежде всего это невнимательность учеников, низкая мотивация к учебе, отсутствие интереса к предмету. Данные проявления могут быть связаны с тем, что школьнику непонятен или неинтересен представленный учебный материал. Чаще всего ему проще взять на себя роль пассивного слушателя, чем активного участника процесса. Перед педагогом стоит задача мотивировать, заинтересовать и даже в чем-то удивить ученика своим предметом.
Важное место в решении подобных педагогических задач занимает проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая помогает школьникам перейти от привычной знаниевой схемы к креативным научным, пусть и простым для своего уровня, изысканиям. Это позволяет научить ученика планировать свою работу, организовать исследовательский процесс, постепенно вводить терминологию из соответствующей предметной области, сформировать сотворческую среду. Конечным результатом такого сотворчества педагога и учащегося, выражаясь словами Д.И.Фельдштейна, «является степень социальной зрелости растущего человека, то есть накопление им в себе социального как человеческого свойства».
Для реализации подобного подхода в нашей школе ведется работа по организации научной деятельности. На уровне начального и основного общего образования происходят выявление интересов учащихся и формирование у них первичных навыков проектной и исследовательской работы. Более широкий спектр работы проводится с учениками 10-11‑х классов. Каждый ученик в старших классах исходя из собственных интересов, выбранных планов обучения и профессиональных траекторий создает проект или пишет исследовательскую работу.
В наших планах на следующий год детализировать необходимую нормативную базу и проработать подход, в большей степени ориентированный на индивидуализацию процесса научной работы, учитывающий личную заинтересованность учащихся и практический результат сотворческой с педагогами деятельности.
Георгий КОБЯКОВ, учитель истории школы «Спектр»
Комментарий
Олег ЛИТВИНОВ, учитель физики и математики школы «Спектр»:
– Когда перед нашим методическим объединением учителей математики, естественных наук и предметов политехнического цикла встал вопрос о функциональной грамотности на уроках, нами был разработан план внедрения образовательных технологий в учебный процесс для учеников 7-9‑х классов.
Для того чтобы наши учащиеся смогли обладать на необходимом уровне данными умениями, на заседании методического объединения было принято решение:
- Провести диагностику уровня сформированности перечисленных умений в соответствии с возрастом учащихся.
- Увеличить объем текстовых, многоступенчатых заданий для формирования умений.
- Разработать серию контрольно-измерительных материалов для оценки результатов работы.
Материалы для проведения диагностики можно найти на различных образовательных ресурсах, таких как Российская электронная школа, Московская электронная школа, Институт развития стратегии образования РАО. Использование материалов с данных ресурсов позволяет оценить те трудности, которые предстоит преодолеть в образовательном процессе.
Главное – это создание подходящего климата совместной работы. Ребятам должно быть удобно работать в группах, во-первых, психологически. Атмосфера в классе должна быть дружелюбной. Ученики не должны бояться высказывать свое мнение. Примерно половину занятия надо оставить на совместное обсуждение. В процессе презентаций каждой группы у других учащихся возникнут вопросы, которые необходимо обсудить. Таким образом, знания, теория, полученные учащимися на предыдущих занятиях, будут применены в бытовой ситуации, что сделает их более прочными.
Задания, которые позволяют ребятам применить свои знания на практике, развивают функциональную грамотность. К тому же уроки становятся более творческими и интересными как учащимся, так и педагогу.
Для оценки сформированности можно использовать КИМы, которые предлагают ИРСО РАО и ГК «Просвещение». Данные материалы позволяют качественно оценить сформированность умений у учеников и, соответственно, грамотно подвести итог проделанной работы.
Комментарии