search
main
0

Точки опоры. Как создать команду единомышленников?

Не скрою, мне было очень любопытно, с чего начнет министр образования Москвы Исаак Калина свою деятельность на этом посту. Мне казалось, что он на первых порах будет вести себя тихо и спокойно, чтобы не сделать каких-то неверных шагов. Ведь как ни крути, а Москва – это не Оренбургская область и даже не Министерство образования и науки РФ, где Калина был единственным заместителем министра, серьезно и глубоко разбирающимся в проблемах образования. В Москве каждый на виду, тут каждого разберут на винтики, и не факт, что потом соберут без потерь.

Очень скоро я убедилась, как была не права. Калина не был тих, осторожен и осмотрителен. По крайней мере, всего этого я не увидела. Напротив, новый министр образования Москвы словно на амбразуру… нет, не кидался,  но бесстрашно шел навстречу тем, кто к его назначению относился подчас скептически.Началось все со встречи с Клубом директоров. Этот клуб объединяет настоящих асов-директоров, достаточно назвать имена Леонида Мильграма, Юрия Завельского, Евгения Ямбурга и многих других, кто в силу своей исключительности находится в подчинении напрямую департаменту, а потому имеет некоторые привилегии. Скажем, финансируется полным нормативом в отличие от тех учреждений, которые подчиняются окружным управлениям образования. Клуб этих вполне благополучных директоров обычно встречается с каждым вновь назначенным руководителем Департамента образования, при этом чуть свысока рассказывает ему о том, как следует ими руководить и какие шаги предпринимать. Поначалу на встрече, которую я окрестила тайной (посторонних на нее не пускали), Калина был как раз тих и спокоен, внимательно выслушал всех, но тут же показал, что советы примет, предложения рассмотрит, общаться будет, но никаких преференций пусть уважаемые асы не ждут, все будут для Исаака Иосифовича равны в предъявлении требований. Кстати, о требованиях он сказать не побоялся,  отметив, что для него главное – качество, эффективность и результат. Свободу он готов предоставить всем, но только в обмен на результаты, а вот что такое результаты в его понимании, еще предстояло обсуждать, и не на одной встрече.Вторая встреча с директорами была уже в Московском городском Доме учителя. От первой она отличалась более широким представительством директорского корпуса, а похожа была тем, что разговор тоже был конфиденциальным – без прессы и посторонних. Я, признаюсь, долго думала, а зачем Калине эти закрытые встречи, ведь не для того же, чтобы все ломали голову, какие такие тайны доверяют ему директора, какие такие тайны он доверяет директорам. Сегодня мне кажется, что все происходило так потому, что Исаак Иосифович перебрасывал столь необходимый для дальнейшего сотрудничества мостик. Ему было, вполне вероятно, важно, чтобы директора поняли – он такой же, как они, у него есть тот же опыт, что и у них, не зря ему доверили руководить департаментом, ведь знает он в силу имеющегося разного управленческого опыта больше, чем они, а потому имеет право руководить ими (столичными штучками) не по должности, а по  сути. Подозреваю, что была еще одна цель встречи – Калине нужно формировать свою управленческую команду в департаменте, ему нужны люди, хорошо знающие проблемы и специфику столичного образования. А кто это знает лучше директоров? Во всяком случае он предложил желающим прийти к нему на собеседование. Думаю, в результате встречи Исаак Калина пытался создать еще и некое профессиональное сообщество, и, судя по всему, ему это удалось: во всяком случае после второй встречи на сайте информационно-аналитического управления департамента изъявили о своем желании постоянно обсуждать насущные проблемы и намечать пути модернизации столичного образования более половины директоров московских школ. Совсем неплохо для начала, ведь до этого каждый директор был вроде сам по себе, а тут возникла некая общность.Вторая серия встреч была не менее важна: Калина встречался с директорами колледжей. Почему важны эти встречи, понятно, ведь учреждения среднего профессионального образования работают непосредственно на  городское хозяйство. Обсудить проблемы самое время – только что завершилась грандиозная городская целевая программа «Рабочие кадры», подведены в праздничной обстановке итоги 70-летней деятельности профессионального образования столицы. Программа закончилась, праздники прошли, наступили трудовые будни, и важно было понять, что, как говорится, у колледжей за душой и в мыслях, то бишь в ближайших и перспективных планах. Не могу сказать, что несколько встреч с директорами колледжей были для Калины приятными и легкими. Директора пытались отчитаться перед ним, рассказать то, о чем он и сам уже загодя узнал, готовясь к встрече. Ему приходилось несколько раз прерывать победный рассказ очередного директора вполне прозаическими вопросами: как колледжи работают со школами,  как взаимодействуют с работодателями, как те оценивают качество подготовки рабочих кадров, помогают ли материально и идеологически, сколько получают мастера, как и где преподаватели колледжей повышают квалификацию? Самый главный вопрос: как колледжи привлекают хорошистов-учеников из школ к себе на учебу, борются ли с вузами за абитуриентов? Шорох по столице после первой встречи прошел серьезный: директора колледжей обсуждали как новость то, что новый министр образования, оказывается, разбирается во всех проблемах и тонкостях профессионального образования, что вешать лапшу на уши ему не следует, а спрашивать за работу он будет строго. А как, спрашивается, Калине не разбираться в профессиональном образовании, если он несколько лет возглавлял Управление профобразования Оренбургской области? А как ему не спрашивать строго с директоров колледжей, если всем известно: кому многое дано, с того многое и спросится. По программе «Рабочие кадры» столичной системе профобразования были даны большие средства, и надо это отрабатывать. О том, как отрабатывать и что Исаак Иосифович ждет от колледжей, он сам рассказал директорам на второй встрече. Они-то подготовились, учитывая опыт первой встречи, не совсем к победным, но все же рассказам о былом, но министр жестко вернул их к реалиям сегодняшнего дня. Исаак Иосифович говорил о многом, но удивительнее всего для директоров оказалось то, что он призвал их к сотрудничеству с ДОСААФ. Об этой организации руководители колледжей стали как-то забывать, Калина напомнил им, что лучше этой организации к будущей военной службе ребят еще никто не готовил, а выпускники колледжей сразу после получения дипломов пополняют ряды призывников, и им такая подготовка архинужна. После встреч с директорами колледжей Калина-таки приобрел в свою команду энергичного и компетентного управленца – директора одного из колледжей Александра Воронина. Надо сказать, что с Ворониным я знакома уже много лет, и всякий раз посещение его колледжа было интересным. И рабочих-станочников он готовил на таких уникальных станках, каких не имеет большинство отечественных предприятий, и будущих инженеров из Станкина обучал рабочим профессиям по договору с вузом, и первым в столице выиграл конкурс на обслуживание техники в школах (оказалось, что факсы, принтеры и сканеры нуждаются в периодическом осмотре и наладке), получив на том солидные внебюджетные средства, и заказы на ремонт разной бытовой техники брал, удовлетворяя спрос населения и складывая копеечку к копеечке, чтобы потом материально поддерживать мастеров и учащихся. Словом, сделал Калина хороший кадровый выбор, пригласив Александра Воронина на работу в департамент и обретя прочную точку опоры. А за этой точкой стали появляться и другие.Практически в самом начале своей работы на новом посту Исаак Калина объявил о том, что проведет в одной из школ семинар по экономической тематике, попросил округа прислать на этот семинар тех, кто так или иначе интересуется экономическими механизмами в образовании. Зал набился полнехонький, все ждали, когда же новый министр будет объявлять о тех или иных новшествах. До семинара слухи по Москве расползались самые что ни на есть страшные: школы закроют, надбавки отменят, всех руководителей поменяют. Скажу сразу: ни один слух в результате не подтвердился, зря распространители тратили время и силы на тиражирование. Подтвердилось позже лишь одно предположение о том, что в свои заместители по экономике Исаак Калина пригласит человека опытного и знающего: заместителем стала Ирина Фаевская, долгое время занимавшаяся в Москве финансированием бюджетных отраслей. Так у Калины появилась вторая надежная точка опоры. На семинаре выступили заместитель руководителя тюменской областной системы образования Алексей Райдер и только-только ушедшая по собственному желанию с поста министра образования Калининградской области Наталья Шерри. И Райдер, и Шерри довольно подробно рассказали, как вводили в своих регионах новые системы оплаты труда, нормативное финансирование, как работали в рамках КПМО. Надо сказать, что в рядах москвичей рассказы вызвали немалое смятение. Все гадали, какую же систему – калининградскую или тюменскую – Калина предложит ввести в Москве. А он снова сделал неожиданный шаг: сообщил, что никого столица копировать не будет, на то она и столица, чтобы быть единственной и неповторимой. Сразу за этим Исаак Иосифович объявил набор добровольцев в рабочую группу. Призыв был так неожидан и приятен, так соблазнителен (давненько широкие педагогические массы не привлекали к работе не по разнарядке, а по желанию), что записавшихся было немало. А Калина приобрел еще одну точку опоры, и снова надежную. Наталья Шерри пришла на семинар просто потому, что не смогла отказать давнему знакомому Исааку Калине в просьбе. Но работать в сфере образования к тому времени она вроде бы и не собиралась – было много предложений из других сфер, причем очень соблазнительных. Я теперь подозреваю, что и в приглашении Шерри на семинар у Калины тоже был тайный умысел. Во-первых, она оказалась в среде хорошо знающих ее (как-никак 25 лет отработала в московском образовании, причем многие годы директором школы) и хорошо знакомых ей людей. Во-вторых, она поняла, что есть шанс принять участие не просто в любимой, но и в очень интересной работе, реализовать некоторые прорывные идеи. Как уж уговаривал Наталью Шерри Исаак Калина, неизвестно, но в скором времени она уже в ранге его заместителя участвовала в другом мероприятии – выездном семинаре для директоров Южного округа, посвященном новым экономическим механизмам в сфере образования. Почему на семинар пригласили директоров именно Южного округа, понятно. В течение почти двух десятков лет я наблюдаю, как создает свою экономическую модель в рамках одного округа команда во главе с начальником окружного управления образования Ниной Минько. Если бы когда-то кто-то дал этому округу статус большой региональной экспериментальной площадки, в Москве уже давно были бы в каждой школе управляющие советы и омбудсмены, новая система оплаты труда и подлинное нормативное финансирование, директора-менеджеры и весомая экономия ресурсов. Многие годы Минько шла впереди столицы всей, но по непостижимым причинам опыт работы Южного круга не был в полной мере востребован другими девятью округами. Сегодня можно сказать, что придуманное в Южном округе потом разлеталось по стране и возвращалось в столицу как региональный опыт. Представляю, как было обидно Нине Григорьевне… Нынешний семинар, организованный по предложению Исаака Калины, был чрезвычайно плодотворным, директора и лекции послушали, и в группах подискутировали. В результате уже через некоторое время были обнародованы их предложения по разработке экономического механизма деятельности в сфере образования, отобраны первые смельчаки-директора, согласившиеся провести первые эксперименты по новой системе оплаты труда, а оказание платных образовательных услуг вдруг стало в столице не    наказуемой деятельностью, как было совсем недавно, а нужной и важной работой на благо москвичей, к тому же помогающей учителям получать значительную прибавку к зарплате. Надо ли говорить, что возглавила всю эту сложную работу Наталья Сергеевна Шерри, которая начала ездить по округам и встречаться, причем не только с директорами школ и заведующими детскими садами, но и с председателями первичных профсоюзных организаций ОУ, с председателями родительских комитетов. Говорят, она была очень убедительна в разговорах с народом и в результате таких встреч обрела много единомышленников, идей и интересных предложений. …Все просто. Но за кажущейся простотой стоят вдумчивая напряженная работа, неустанный поиск и вера в то, что большие дела вершатся только командой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте