Однажды в Крыму возле Краснокаменки (селение над Гурзуфом) наблюдал, как скалолазы покоряют местную скальную достопримечательность. Выискивая спасительные зацепки, смельчаки упорно карабкались вверх. Вспомнилось и свое юношеское увлечение скалолазанием и наставление инструктора: «Что главное на скале? Правильно: три точки опоры. Нашариваешь ногой уступ – две руки и нога должны быть приклеены к скале, нащупываешь рукой зацепку – две ноги и рука должны иметь опору. Плюс, конечно, надежно вбитый крюк и страховка. Без этого ни на сантиметр вверх».
Опора на скале и опора в жизни. Не одна, не две точки опоры, а несколько. Как минимум три. Если больше, тоже неплохо. Бурный поток не пересечешь (тем более не зная броду) без шеста, которым ощупываешь впереди себя дно. Перейти ветреное поле тоже непросто. Случается такой ветродуй, что на двух ногах не устоишь. На четвереньках пробираться, конечно, тоже не дело, а вот посох в виде третьей точки опоры в самый раз будет. Жизнь прожить посложнее, чем преодолеть самое пустынное и ветреное поле. В любую минуту ветер судьбы может сбить с пути. Чтобы одолеть его, нужно не только твердо стоять на своих ногах, но и иметь еще дополнительные точки опоры.Какие? Задайте этот вопрос первому встречному. Уверен, большинство назовут деньги, кто-то заметит, что решить все жизненные проблемы может власть, кому-то покажется, что тут не обойтись без помощи государства, религии. Все по-своему, наверное, будут правы. В обществе множество точек опоры, которые самим же обществом и обозначены. А если спросить у природы? Если ее призвать на помощь? Тем более учитывая, что человек – это в первую очередь существо биологическое, и как бы люди ни хотели думать по-другому, мать-природа прежде всего определила их жизненные опорные точки. Путешествуя по Индии, я часто наблюдал, как обезьянки лазают по деревьям, прыгают с ветки на ветку, используя для опор и зацепок все четыре конечности, еще и хвост в придачу задействуют. Сила и ловкость для животных, безусловно, имели первостепенное значение. Применительно к человеку – это здоровье. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Этим ты на долгие годы обеспечишь себе надежную опору. Распространено мнение, что сила есть – ума не надо. Думаю, что здравие ума и бодрость духа наряду со здоровьем тела – это суть успешности человека в жизни. Даже философы, отодвигая так любезные их сердцам различные «умствования», признают, что «здоровье стоит настолько выше всех внешних благ, что поистине здоровый нищий счастливее больного царя». При этом, уверен, отнюдь не лишней будет и честь, сбереженная смолоду. Рад бы стараться иной бедолага, да вот ни физических, ни душевных сил не хватает. Одна маета. Вспоминаю свое преодоление памирского перевала Ак-Байтал, высота которого больше четырех с половиной километров над уровнем моря. В его теплых водах я месяц назад беззаботно плескался, а тут… Мне запомнился каждый метр этой высоты. Обливаясь потом, я тужился, крепился, подбадривал себя резкими полувыдохами-полувыкриками, наконец иссяк и слез с велосипеда. Дальше я его просто толкал. Иногда казалось, что велосипед, как упрямый ослик, тащит меня. В висках ломило, сердце гулко стучало в ребра, в животе поташнивало. Об одном я думал – хватило бы здоровья, одному богу молился – здоровью. И когда все-таки преодолел перевал, то воздал должную хвалу ему единственному – здоровью….Наиболее примечательных, особо выделяющихся в среде моих предков – запорожских казаков – называли характерниками. Поговаривают, что они, обладая сверхъестественной силой, умели творить чудеса. Однако я думаю, что в названии отразился прежде всего сильный волевой характер. Вот, пожалуй, и вторая жизненная точка опоры, которая на жизненном пьедестале занимает место рядом со здоровьем. Если к его крепости еще и соответствующий характер, то человек преодолеет все удары судьбы, горы свернет. Кстати, и деньги сумеет заработать, и власти, если надо, добьется. А то и без них безбедно и счастливо проживет. Добавим сюда еще и совесть. Ее наличие в сильном характере – залог его энергии и непреходящей силы. «Немногочисленные мотивы, энергичное поведение и чистая совесть составляют то, что зовется силой характера», – писал Фридрих Ницше. Сильный характер свое место под солнцем всегда найдет, и обиходит его, и защитит, и сумеет при любых обстоятельствах за себя и близких постоять. Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия. «Посейте характер – и вы пожнете судьбу», – говорили древние.О здоровье своих чад родители еще как-то заботятся (и то часто это превращается не в закаливание, пропаганду здорового образа жизни, а в пичканье таблетками) и на образование денег не жалеют, а вот о выработке характера, воспитании упорства, выносливости, трудолюбия часто забывают. Порой даже не знают, как к этому подступиться. В народе говорят, что ребенка нужно начинать воспитывать, когда он еще умещается поперек скамьи. Но, думаю, и позже его характер поддается формированию. Конечно, это прозвучит несколько утопично, но я (хотя бы в порядке эксперимента) предложил бы ввести в школе специальный предмет (курс, урок) по выработке сильного характера. Методике можно поучиться у древних. У тех же спартанцев. Думаю, что богатство любой нации – это прежде всего здоровое, крепкое умом и духом, характерное поколение. Вспоминаю своего школьного учителя физкультуры. Он не пытался выжать из каждого физкультурный норматив, которого требовала программа, ставил оценки только потому, что так полагалось. Нет, на уроках мы не бездельничали, не расслаблялись. Они были заполнены различными спортивными играми, веселыми состязаниями, необидными розыгрышами. А еще учитель обязал каждого завести тетрадку, в которой он записывал индивидуальное задание на дом. Оно обязательно включало посильные упражнения, утреннюю зарядку, пребывание на свежем воздухе, водные процедуры. Все это, естественно, при согласовании с родителями, которые расписывались в тетрадках и периодически на родительских собраниях отчитывались о выполнении их чадами оздоровительных процедур. Плюс ко всему этому регулярные краеведческие экскурсии, ближние и дальние туристические походы. Все это не только закаляло и оздоравливало, но и воспитывало наши характеры. По-разному сложилась судьба у моих однокашников, однако где бы, по какому поводу и в каком количестве мы ни встречались, чаще всего вспоминали нашего доблестного учителя физры. И всегда добрым словом, с благодарностью, однако и с сожалением, что не смогли пронести через всю жизнь его оздоровительные советы.Я долго размышлял о третьей точке опоры. Прикидывал и так, и эдак. Очень соблазнительно было подключить сюда денежный ресурс. Но воздержался. Тугой кошелек, конечно, вещь в современном мире немаловажная, однако вряд ли его можно считать панацеей от всех жизненных бед и напастей. Так, размышляя, стал перебирать эпизоды своих странствий по разным землям. На одном из армянских перевалов, когда я преодолевал крутой подъем, вдруг в напоясной сумке пиликнул мобильник. Я сразу не полез за ним. Продолжил путь к перевалу. До него еще оставалось десятка полтора довольно крутых витков. Однако шагалось как будто даже легче: кто-то послал тебе весточку, кто-то за тысячу километров помнит о тебе. На перевальном пятачке, смакуя родниковую воду (она в Армении особенно вкусная), я глянул на экран мобильника. Оказалось, что меня поприветствовала азербайджанская телесеть. А мне так хотелось, чтоб это была весточка от родных людей! Мысль-память удивительным образом на расстоянии приобретает материальную силу. Кажется, отправился в путешествие – и все: оборвалась связь с родным кровом. С крышей и стенами, может, и оборвалась, но не с прошлым. Его груз всегда с тобой. Пусть он будет легким. Пусть в памяти о прошлом не будет беспокойства и томления. Уходя – не оглядывайся. Наверное, правильный и дельный совет. Однако перед уходом (возможно, последним!) все-таки задержись перед порогом – приведи все дела в порядок, распутай узелки, надели родных и близких добром. Пусть оно и в их памяти останется. И постарайся, уходя, не хлопнуть дверью, а притворить ее аккуратно, тихо и плотно. К своему роду хоть через воду. Ну и наоборот. Твой род к тебе через любые расстояния. Природой определено назначение всего сущего на планете. Опора на свой род – это опора на природу. Не было, нет и не будет переводу не только казачьему, но и всему человеческому роду, если о его сохранении и приумножении постоянно думать и заботиться…Человек шагает по жизни, как дышит, часто не задумываясь, как он это делает, что служит ему опорой. И только когда вдруг споткнется, когда земная опора вдруг уйдет из-под ног… И если хватает сил подняться и шагать дальше, то об опоре этой он уже не забывает. Как скалолаз, для которого три точки опоры – цена его жизни.фото автора
Комментарии