«Единство родины и государства никогда не сложится и не окрепнет, если правосознание граждан будет находиться в состоянии брожения, соблазна и разложения». Эти строки принадлежат русскому философу Ивану Ильину. Увы, сейчас «брожение, соблазн и разложение» в области правоприменительной практики налицо. Угрозы такого положения дел очевидны. Ведь именно кризис правосознания вверг великое римское государство в длительный период смуты, восстаний и гражданских войн… Москву часто называют «третьим Римом». Аналогия весьма уместная, если иметь в виду исполнение законов.
Член Совета Федерации от парламента Республики Северная Осетия-Алания Валерий Кадохов так объясняет правоприменительную чехарду в современной России: «Экономика у нас действует в условиях феодализма, поскольку основные ее источники сырьевые; программы, разрабатываемые правительством, соответствуют периоду «дикого капитализма», а межбюджетные отношения мы пытаемся решить на уровне социализма. Получается расхождение между прогнозом, реальными возможностями, правом и исполнением закона…» В сложившейся ситуации вполне закономерен вопрос: каким образом можно свести эти три «формации» воедино?
– Истина, как всегда, в «золотой середине», – считает Валерий Тотразович. – В нашей Конституции, в статье 7, говорится, что Россия – социальное государство, что оно охраняет права и свободы граждан, что власть является выразителем воли народа. Но какую бы хорошую законодательную базу мы сегодня ни сформировали, на жизни народа это никак не отразится до тех пор, пока у нас не будет должностной ответственности представителей исполнительной власти. Посмотрите, все, что мы называем сегодня «либеральными реформами», есть не что иное, как строительство тоталитарной пирамиды власти. Для элиты. Когда нет ответственности, получается так: что хочу, то и ворочу.
Примеры? Сколько угодно. Скажите, пожалуйста, кто, когда, в каком регионе, в какой отрасли, в каком министерстве ответил за результаты своих разрушительных для страны деяний? Вопрос риторический. В 1998 году был дефолт, обвал рубля. Фигуранты дела известны, в Совете Федерации тогда работала комиссия, расследовавшая этот факт. Ну и что? Результаты расследования легли под сукно, а «герои» дефолта получили новые высокие назначения.
Или: член кабинета, покидая правительство, вдруг становится владельцем больших активов в бывшей государственной компании. Да и один ли министр такой? Вон Виктор Черномырдин ныне самый бедный в клубе российских миллиардеров. У меня вопрос к нему и его удачливым коллегам по бизнесу: кто, когда, какие богатые родственники оставили им валютное наследство?
Все российские чиновники хорошо усвоили Карамзина, который в свое время сказал, что жесткость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. При Сталине политическая гильотина работала чрезмерно интенсивно, на износ. А ныне не только гильотина, но и рогатка, которая по воробьям бьет, не стреляет. А уж гильотина и подавно заржавела.
– Между тем мир нам являет другие образцы правоисполнения…
– Правильно. Немцы своему экс-канцлеру Гельмуту Колю, казалось, должны были за объединение Германии памятник при жизни поставить. А они наказали его за то, что небольшая сумма (по нашим масштабам воровства – просто смешная) государственных денег просочилась в его предвыборный фонд.
А у нас? К Высочайшему (бывшему Гаранту Конституции) подобраться невозможно. К его семье – тоже. К челяди – близкой и дальней – боже упаси, неприкасаемые. Премьер-министров трогать нельзя, министров и их замов тоже. Что же это за страна? Как здесь можно навести порядок?! Главная беда российского законодательства – отсутствие исполнительской дисциплины всеми ветвями власти.
– Но, вероятно, у нас есть законы, которые хорошо исполняются? Иначе и страны бы уже не существовало.
– Да, есть. Законодательство о разгосударствлении собственности. В части приватизации – все работает, даже с опережением. Мы с вами живем в стране, которая летом тонет, а зимой мерзнет, и никто ни за что при этом не отвечает. Чубайс рассказал, что все беды случились потому, что кочегар запил. Да, он запил в Карелии, а в Усть-Куте фронтовик к полу примерз. И это права человека?!
– Существует мнение, что у нас слишком много принято популистских законов, которые финансово не обеспечены…
– Действительно, при нашем скудном бюджете сильно не разгуляешься. Я согласен, что многие законы сейчас уязвимы со стороны их финансовой поддержки. Но посмотрите, как при прохождении законопроектов правые лоббисты «скашивают» целые охапки социальных гарантий населению! Они и не стремятся к тому, чтобы помогать бедным и слабым, и уж тем более не собираются искать для них деньги – ни сейчас, ни в будущем!
– Вот вам и социальное государство…
– И следующий момент: а почему денег в бюджете нет? Кто их собирает? Куда они уходят? Я еще ни разу не слышал, чтобы два человека назвали мне одну и ту же сумму внешнего долга…
– Нынешний президент начал свою деятельность с выстраивания властной вертикали в стране. На ваш взгляд, в современном законодательстве учитываются интересы регионов?
– Федерация – организм сложный. Интересы центра и регионов чаще всего расходятся. Я – сторонник сильного центра. Считаю, что русский народ по природе своей – народ монархический.
Статья 72 Конституции посвящена «предметам совместного ведения». Вот на этом поле и идет борьба. Недавно я был в Испании. Центр там дает регионам любые экономические полномочия, которые они просят. Но – без политического статуса. У нас же все наоборот. Царь Борис провозгласил: «Берите суверенитета кто сколько хочет». Результатами этой «щедрости» мы имеем сепаратизм и кровь.
Региональная составляющая сейчас в общегосударственной политике сужается. По должностному статусу я представляю комитет, который стоит на страже интересов регионов. Но я считаю, что без сильного центра ни один регион не будет процветающим. И я за те реформы, которые инициировал президент. Сначала надо построить государство, а потом уже раздавать «всем сестрам по серьгам».
– Большинство наших граждан (согласно социологическим опросам – 56,4 процента) считают, что государственная власть в России сегодня защищает экономические и социальные интересы крупного капитала. Можно ли законодательным путем ограничить влияние олигархов?
– Можно, нужно и давно пора это сделать. Следует, во-первых, ограничить доступ во властные структуры олигархов и их эмиссаров. К сожалению, в обеих палатах Федерального Собрания таких людей ныне достаточно много. Именно они лоббируют реформы РАО ЕЭС, ЖКХ и МПС. А во-вторых, для России ныне не так опасен внешний враг, как страшна коррупция. В своей докторской диссертации «Экономическая безопасность России» я об этом говорил.
– Русский публицист Михаил Меньшиков в начале ХХ века писал: «Когда нация перестает быть нацией, она бессильна отражать не только внешних врагов, но и то страшное состояние, когда народ сам делается своим врагом». Похоже, у нас сейчас наступило подобное время. Олигархи и бессовестные чиновники ведь не с неба к нам упали, в России выросли… Валерий Тотразович, а вам лично приходилось нарушать какие-либо законы РФ?
– Законодательство я не выполняю лишь в одной части. Когда я в Совете Федерации на «Правительственном часе» вижу людей бездарных и вредных государству, то вопрос о выражении им недоверия не ставлю.
– И чем объясняется такое мягкосердечие?
– Это не мягкосердечие, а осознание того факта, что у большинства мое предложение поддержки не получит… Страна у нас богатая – нефтью, газом, рудами, драгоценностями, лесом, – разве можно ее сравнивать с какой-нибудь Японией! Все у нас есть…
– …кроме совести.
– Точно! И потому я считаю, что наших высших чиновников надо почаще собирать вместе и преподавать им «краткий курс». Состоять он должен из двух частей. Первая – библейские заповеди. Не укради, не убий, почитай отца и мать, люби ближних, не блуди и т.п. Вторая часть – это Конституция РФ. Хороший документ, замечательно в нем все написано. Только исполняется плохо…
…Что ж, расцвет формальной юриспруденции, которым ознаменовались последние годы, не принес счастья России. Налицо разложение правосознания, особенно среди правящей элиты. Что впереди? Иван Ильин писал: «Дно достигнуто. Кризис развернулся. В дальнейшем возможны только два пути: всеобщее крушение права, государственности и духовной культуры или же возрождение, очищение и обновление правосознания».
Комментарии