В России произошла революция. Великая, для судеб человечества не менее значимая, чем в 1789 году – Французская. Свершилась революция, которую поняли и оценили не все современники, даже выдающиеся. Россия освободилась от власти Чингисхана, который истреблял собственный народ и другие народы на протяжении почти всего ХХ столетия. «Отольются волку слезы!» – поется в известной песне. И слезы миллионов лучших граждан России, растерзанных «хищником», а также выживших, отлились в то, что «волк издох». Почему есть немало педагогов, которые ничего не знают о политических преступлениях советской власти, о духовной задавленности учительства в советских школах, о рабском положении учеников в школах-инкубаторах? Ныне стрелка экономического развития страны повернулась на 180 градусов, кардинально изменилось отношение к свободе. За трудными переменами в общественной жизни, в политике идут у нас перемены в школе, тоже трудные. Это мой взгляд на события, взгляд рядового учителя, ныне пенсионера преклонного возраста.
Все граждане хотят сладко пить-есть, иметь хорошую квартиру, хорошее образование. Но для этого надо много работать! В поисках трудового стимула коммунисты, воспитавшие миллионы бездельников, сами пришли к выводу (можно сказать, китайские товарищи им подсказали), что надо вернуться к частной собственности, ибо частная собственность на орудия и средства производства – это самый мощный стимул экономического прогресса. Нашлись силы, которые выбили из их рук и политический жезл. Новая власть отменила старые законы, и беззаконие не заставило себя долго ждать. Вот тут и подняли шум силы средневековья, мастера риторики, искусно манипулирующие ключевыми словами русского языка – «правда», «справедливость», «равенство», «любовь», «истина»! Однако река рано или поздно входит в берега, общественные отношения после революции стабилизируются. Нравственные ценности никто не отменял. И не отменит. Педагогический опыт никто не отменял. И не отменит. Разруха «на улице» уйдет в прошлое, а разруха в головах еще долго будет мучить тех, кто сосал молочко из груди мамы, которую звали КПСС. У людей слабая память, они уже забыли, как большевики кромсали судьбы людские, как отбирали собственность, грабили, убивали, а все нынешние эксцессы – перед глазами.
Защитники старого, вернее часть их, не возражали бы против «косметического» ремонта советской системы, но сработала гегелевская «хитрость разума»: произошла настоящая революция. Они чаще всего – антиамериканисты. Они считают, что это Америка несет нам все негативные явления, которые процветают и в США. А мы вот самые хорошие! Я согласен, в Штатах немало того, другого, третьего и четвертого. Но почему? Потому что туда едут, летят, ползут все социально обездоленные из других стран. Далеко не лучший народ! По полмиллиона иммигрантов, по большей части – нелегальных, ежегодно всасывает в себя Америка. И как она всех их «переваривает» и даже процветает – для многих является загадкой! Мы, советские учителя, воспитывали любовь к своей Родине на ненависти к Америке – «исчадью ада», «цитадели империализма». Чем все закончилось? Поражение психики патриотизмом – опасная вещь!
Глобализация. Как ее отменить? Это же неизбежный феномен исторического развития. Как отменить зиму, если она наступила? Как снова вернуться в ХХ век? Как трудно вырваться из сети советской идеологии! Пропагандисты капали нам на мозги в течение семи десятков лет. Начиная даже не со школы, а с детского сада. Чудовищную по негативному влиянию работу они проделали с блеском и имели колоссальный успех.
Истина школы – в чем она? Конечно, в учителях. Не в стенах, даже не в программах и учебниках. В материальном плане учителям сегодня живется нелегко, и нынешняя власть это понимает. К тому же учитель сегодня – не «шкраб», он может без страха бороться за свои права. Есть проблема, она осознана обществом, ее не прячут. И она будет решена. Россия располагает достаточным количеством педагогических институтов, богатой педагогической литературой. Великой культурой. Мировой опыт в нашем распоряжении. Истина школы – в здоровье детей. Надо сберечь и укрепить их здоровье. Но кто-то, забыв об истинно ужасном прошлом, тянет человека в «лагерь», из которого нас только что выпустили. Мы, думающие люди, умеющие анализировать наше прошлое и настоящее, не хотим в этот «лагерь», откуда не виден другой мир, в бункер. Детей заставляли сидеть по 10 часов в сутки и не заметили, как загубили их здоровье. Надо уйти от советской каторги и предложить детям эффективную лестницу познания. Познание – великий труд, и он должен приносить не только огорчение неудачи, но и радость успеха. Каждому – радость успеха. Хвалят тесты – попробуем тесты. Без пробы, без эксперимента – нет педагогики. Истина школы – в родителях наших учеников. Конечно, с родителями – собственниками земли и предприятий, гражданами зажиточными и даже с т.н. олигархами – труднее разговаривать, чем с советскими пешками, многие из которых были «на мушке» у спецорганов и на примете в горкоме-парткоме. Труднее, но надо этому учиться. С частной собственностью придется жить в дружбе и уметь использовать ее. Не теряя достоинства.
Духовность. Нравственность. Гуманизм. Все это в современной российской школе остается. Вожди себя дискредитировали, нравственный Кодекс строителя коммунизма пришел в негодность. Их заменили Вера и Честь. Вера – для тех, кто принял в сердце Христа, Честь – для тех, кто взял в качестве жизненного ориентира общечеловеческие ценности. Настоящих героев на Руси много, а будет еще больше. Время и события промоют песок истории, и мы соберем золотые крупицы. Не сейте, господа, панику на корабле! Я читаю «Учительскую газету», наблюдаю жизнь и вижу – школа выходит из кризиса. И ей не страшны страшилки.
Комментарии