Я очень домашний человек. По нынешним временам мою семью, наверное, назвали бы многодетной: Денис, Даша, Алла. Они уже взрослые, но пока у них нет своих детей. Принято думать, что лучшие руководители – это одинокие люди, у которых нет ничего, кроме работы. Моя жизнь складывается из семьи и школы. Могу навлечь на себя гнев трудоголиков, но семья – важнее. Она основа всего, и школы тоже, особенно такой, как наша – семейного типа.
Мои дети научили меня главному: любви, которую несут, не боясь растратить себя. Если бы родители тоже не боялись растрачивать себя ради детей, мир стал бы добрее. Секрет «демографического креста», по-моему, в замкнутом круге – несчастные дети не хотят плодить несчастных. Это, к сожалению, закон природы. Личность начинается с детских ощущений. Я помню, как мой папа, директор сельской школы, зная, что нам с сестрой предстоит писать сочинение, вез нас за полсотни верст в Омский драмтеатр. Наши дела были безмерно важны для него. Мне очень нравится система воспитания у японцев, которые преклоняются перед ребенком. Уважать мнение детей, ценить их личности, воспринимать их, как чудо, я научилась у своих ребятишек. Всегда подхожу к учителям с главной меркой – могу доверить этому человеку своего ребенка или нет? Недавно уволился один из новеньких педагогов. Потому что у нас нельзя, невозможно часто болеть. Формально, разумеется, учитель имеет право уйти на бюллетень и на месяц, и на другой. Но надо понять учеников и их родителей. Для школьников еще можно найти достойную замену. А вот мамы и папы больше всего ценят стабильность. Директор школы – ее гарант. На мой взгляд, педагог должен рассуждать так: раз я взял на себя ответственность за учеников, значит, они не должны страдать от моих домашних проблем.
Ответственность за детей – самая, пожалуй, главная и трудная в жизни. Просто и в семье, и в школе нужно брать ее на себя осознанно. Выделяет государство три года, за которые ты можешь дать своему ребенку максимум внимания, надо этим пользоваться. Не можешь совместить семью и школу – ищи другую работу. Понятно, поддержка государства настолько мала, что предполагает наличие тыла. Хотя для себя я точно знаю – если бы не было мужа, я бы не стала рожать детей, как говорят, для себя. Потому что для счастья ребенка нужна семья и лишать его отца – преступление. Наша школа пытается хоть в какой-то мере восполнить недостаток семейного тепла. Увы, его действительно не хватает – и богатым, и бедным. Мне хочется, чтобы наши выпускники были хорошими родителями – любящими. Одним уроком вроде «основ семейных отношений» делу не поможешь – только системой воспитания и собственными примерами. В нашей школе не работают учителя, обремененные грузом семейных проблем. Во всяком случае, они не тащат его в школу. Мы стараемся создавать культ семьи – той, которая у ребят есть, и той, которая у них будет. Поэтому я против массовости в работе со взрослыми, в частности против родительских собраний. Родители приглашаются на все праздники, участвуют в решении школьных вопросов, хотя, честно говоря, мы и сами справимся. Тем более что они заплатили и могли бы «спать спокойно». Но семья должна быть вместе. Это наше желание, а умение родителей любить собственных детей надо воспитывать.
Мне легко общаться с родителями именно потому, что я – мать. Даже с теми, кто не желает растрачивать себя ради ребенка. Но в каждом взрослом сидит ребенок – или любимый, или обиженный невниманием своих мам и пап. Бывает, что нужно не так много: только задеть эти струнки, объяснить. У нас в школе есть двое братьев. Один – старшеклассник, второй – подготовишка. Трудные мальчишки, и с родителями приходится много говорить. Мы безмерно уважаем их маму и папу. Они детдомовцы, но сумели встать на ноги, а главное – искренне и старательно учатся любить своих пацанов. Они переломили ситуацию, вышли из замкнутого круга. Мы пытаемся сделать то же.
Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы, Омск
Комментарии