search
main
0

Точка зрения. Олег ЯПРЫНЦЕВ, директор воронежского лицея №7 при Воронежском государственном педагогическом университете:

– У нас нет попечительского совета, а есть совет лицея. В него на паритетных началах входят представители родителей, учителей и детей. Собираемся мы обычно один раз в четверть, решаем важные для лицея вопросы. Например, какие охранные мероприятия проводить, какие организовывать общелицейские праздники и кто в них будет участвовать.

К вопросу общественно-государственного управления школой у меня двойственное отношение. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что такая форма нужна, поскольку школа – институт общественный, и здесь представлены все слои населения, от униженных и оскорбленных до «цветов жизни». Поэтому мы прекрасно осведомлены о том, чем живет общество, и необходимость широких встреч и взаимодействия очевидна.

А с другой стороны, практика показывает, что большая часть родителей школой интересуется мало, наверное, потому, что очень загружены, пытаясь обеспечить своим детям достойное существование. Видимо, поэтому в состав совета лицея входят либо пенсионеры, либо энтузиасты, которых мало. И обычно первая скрипка им не принадлежит. В итоге получается, что все решаем и делаем мы – педагоги, директор и ученики. Инициатива остается за школой.

Молодые родители, как правило, заняты зарабатыванием денег, а вникать в школьную ситуацию они не то что не хотят, а просто не могут. Есть энтузиасты, но это ряд молодых мамочек, у которых старший ребенок пошел в школу, а младшего только родили. Поэтому есть время заняться общественными делами – школой. Но это опять на год-два-три. Как только ребенок подрос, родители отдаляются. А постоянная ротация ни к чему хорошему не ведет. Мне было бы удобнее, если бы человек работал с нами с первого по одиннадцатый класс.

Второй вариант. Есть масса активных людей, которые помогают школе в последние годы обучения ребенка, с 9-го по 11-й классы. Эти родители участвуют в работе классных родительских комитетов и общешкольного. Они не входят в совет лицея, но периодически приглашаются на него и откликаются на проведение каких-то разовых мероприятий.

Честно говоря, мое отношение к попечительскому совету в целом отрицательное. Возможно, я морально не дозрел до этого названия… Но у меня стойкое убеждение: кто платит деньги, тот и заказывает музыку. И это несколько расходится с принципом единоначалия, который заложен в Законе «Об образовании». Если директор командует учебным заведением, то он им и должен командовать. Нет, директор – не сатрап и не диктатор, он руководитель образовательного учреждения. А в попечительском совете люди будут или оспаривать мое решение, или как-то пытаться влиять на ситуацию.

Ассоциация с попечительским советом, как с тремя толстяками. Совет – это три толстяка, а я, уж не знаю, может, оружейник Просперо… Я понимаю, что в нынешних условиях, наверное, это шаг оправданный. Не до жиру, хочешь жить, умей вертеться, и так далее. Привлечение внебюджетных средств необходимо. Но с другой стороны, как же тогда автономность и самостоятельность образовательных учреждений? Как же тогда статус муниципальных и государственных? Возникает отторжение.

Поэтому я, оперируя нашим опытом, накопленным советом лицея, считаю так: совет лицея выполняет ту функцию, которую должен выполнять, – общественное управление. В учебный процесс на каждой конкретной стадии совет не вмешивается. Да, мы отчитываемся о том, что и как делаем. Приглашаем родителей на педсоветы, то есть родители не отторгнуты от учебного процесса. Но они остаются нашими помощниками, а не теми, кто диктует нам, что мы должны делать. Именно как помощники! И в этом я вижу общественную роль соуправления.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте