Встречи на дорогах жизни делают нас богаче и мудрее, формируют представления об окружающем мире. Но всегда ли наши представления и обобщения верны? Как складываются стереотипы человеческих представлений? Такой вопрос я задал знакомому психологу. Он еще раз повторил известную схему: сначала человек встречается с единичным явлением, отлагающимся в памяти, затем повторные встречи закрепляют воспринятое. Наконец, многократно повторяющиеся аналогичные явления вырабатывают восприятие, отличающееся тем, что в дальнейшем все аналогичные явления воспринимаются человеком некритично, на подсознательном уровне: вырабатывается стереотип.
А как складываются стереотипы наших представлений о целых народах? Да так же точно! Из наших встреч с конкретными людьми.
Глядя на розовощекого, слегка небритого грузина с вологодского рынка в помятом пиджаке и кепке аэродромных размеров, торгующего фруктами и лавровым листом по ценам, трудно сопоставимым со скромной зарплатой горожанина, человек хорошо запоминает эту фигуру. Ее на рынке он видит постоянно и ассоциирует с легко зарабатываемыми деньгами. Затем, встретив в ресторане компанию усатых ребят, как теперь говорят, «кавказской национальности», швыряющих по широте душевной на ветер деньги, мы и вправду обобщаем свое впечатление до глобальных выводов, до оценки нации…
Но однажды мне довелось путешествовать по Грузии с группой наших студентов. Очутились мы в горах, на самых высоких перевалах, знакомых российскому кинозрителю по блестящему фильму «Мимино». Около одной из деревенек, где было не более десятка домов, мы увидели поле со скошенной травой. А из-за соседней вершины низко-низко выползала черная туча. Из деревни бежали старики и дети, чтобы успеть спасти сено. Наши вологодские деревенские девчата, хорошо знающие цену сельского труда, хором закричали: «Остановите автобус! Надо же людям помочь!» Девичий десант очень быстро и ловко справился с работой: аккуратные стога сена выглядели совсем не по-грузински. Сено до грозы успели спасти. Местные старики да старухи только языками цокали. Звучало традиционное грузинское «Вай!». Черноволосые детишки облепили наш автобус.
Нас не отпустили в дальнюю дорогу, сказав, что в грозу ехать в горах небезопасно. Немедленно начали готовить ужин в честь гостей. Тут же съездили в соседнюю деревню за лучшим, на хозяйский вкус, молодым виноградным вином. А студенток наших интересовало все: как выглядит грузинская изба, как устроена в ней печь, как стоит скотина во дворе и почему грузинские коровенки не больше нашего теленка? Как топором, совсем не похожим на наш, грузинский крестьянин рубит тощие и корявые дрова, тоже совсем не похожие на вологодские. Как делается грузинский сыр сулугуни и как готовится окрошка на простокваше. Отведав лепешек из кукурузной муки и обглодав полновесные отварные кукурузные початки, густо посыпанные солью, дружно пожалели, что кукуруза у нас на севере так и не прижилась…
Подивились малому размеру приусадебных участков, на что старики объяснили студенткам, как дорого стоит в их горной республике земля, как они берегут и используют каждый сантиметр плодородной почвы, высаживая кукурузу на маленьких горных террасах буквально из рогатки. Поняли студенты, почему каждый участок возделанной земли огорожен каменной кладкой, не то, что у нас – легкой изгородью: эти камни грузинский крестьянин откопал из земли и на своих руках вынес с поля.
Подивились и тому, как бережно относятся крестьяне к каждому глотку воды, и тому, как гостеприимно угощают сухим вином. А также тому, что во всей деревне нет ни одного пьяницы, хотя вина в каждом доме много. С пониманием отнеслись к жалобам стариков на то, что молодые из деревень уезжают…
И утром студенты не торопились в дорогу: решили добром отплатить за гостеприимство. Самым привычным образом кто-то окучивал картошку, кто-то полол грядки, убирался во дворе, ворошил сено. А кто-то рассказывал детям русские сказки. И все удивлялись, как трудна грузинская каменистая земля для хозяйствования, как нелегко в горах далеко носить воду, какого здоровья требует уход за виноградниками. Больше всех жалели, что мы уезжаем, дети. Самый бойкий упрашивал: «Оставайтесь работать в нашей школе. У нас зимой очень хорошо: снег красивый, а иногда даже кино показывают, когда вертолет прилетает…»
А потом мы попали под Батуми на чайные плантации и оценили тяжелый труд сборщиц листа, увидели ухоженные мандариновые рощи, помидорные плантации под палящим солнцем при едва ли не стопроцентной влажности.
Когда возвращались домой, одна из студенток уже в поезде сказала, как бы ни к кому не обращаясь: «Да! Вот теперь и подумаешь, чего грузинскому крестьянину стоят те самые фрукты, на которые мы любуемся на наших рынках!» И тут же получила суровый ответ от подруги: «А разве нашему крестьянину много легче достается, если он хочет жить хорошо?»
Мне показалось, что у студентов после нашего путешествия заметно изменились представления о Грузии и грузинах. Рухнул стереотип! Да и на себя со стороны полезно было взглянуть…
Но ведом людям и другой пример. Некогда в Москве считали вьетнамцев и китайцев едва ли не самыми лучшими студентами самых престижных вузов. Даже вся обслуга в общежитии относилась к ним с особым почтением. «Вот пример трудолюбивого, удивительно дисциплинированного, аккуратного и честного народа. Не то, что наши бесшабашные…» – с восхищением говаривал комендант аспирантского общежития. И вправду, он имел основания к тому. Хотя подобные обобщения делались не только комендантами общежитий, основывались они, как говорят в науке, «на недостоверной выборке». Ведь в те времена высокой чести поехать на учебу в Россию удостаивались в своих странах только самые лучшие из лучших, самые проверенные из всех проверенных. Именно по ним составлялось наше представление о народах в целом…
Прошли годы, изменился контингент вьетнамцев и китайцев в России. Сегодня они сидят не в студенческих аудиториях, а в рыночных киосках. Приехав к нам на работу, они с самого начала перестройки оказались первыми безработными. Дома же их ждала еще большая нищета. И они нашли себе в торговле незанятую «экологическую нишу». Вместе с ней они получили новую оценку в глазах и обывателя, и власть предержащих. Сложился новый стереотип. Так же нелепо, наверное, на основании встреч с «новыми русскими» формируется сегодня за рубежом стереотип россиянина.
Именно стереотипы, построенные на недостоверных выборках или на предвзятых, а то и вовсе специально фальсифицированных мифах, зачастую лежат в основе межнациональной розни и конфликтов, прикрываемых, как всегда, лозунгами о патриотизме. Хочется обратиться к словам выдающегося российского философа и теолога Ивана Александровича Ильина:
«Настоящий патриотизм не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Патриотизм предполагает мудрость, трезвость и чувство меры». Опасная эта штука – стереотипы!!!
Вологда
Комментарии