В январе в рамках Международной ярмарки «АРТ-2006» Межрегиональной ассоциацией «За гражданское образование» и общественной организацией молодежи «Я – гражданин» проведена конференция-диспут «Методические и организационные основы культурного взаимодействия в обществе».
Молодежь вовсе не пассивна, как об этом многие думают. Она интересуется политикой. Более того, имеет опыт участия. В свои 16-22 года молодые люди становятся депутатами, политтехнологами, вполне осознанно и обоснованно причисляют себя к демократам, либералам, анархистам. Их немало в числе членов крупных и мелких партий, лидеров региональных объединений.
Хотя, казалось бы, зачем им все это? У молодых людей и без того немало проблем: растет безработица, платное образование вытесняет бюджетное, продолжаются трудности с жильем. Все это отнимает много сил и времени. Видимо, как раз преодолевая эти трудности, человек закаляется, приобретает активную жизненную позицию. Молодежь мечтает о свободном государстве. О таком, где можно не бояться милиции, где можно по-честному вести свой бизнес, где всем понятно, на что идут налоговые отчисления. О таком государстве, где человек – основная ценность не только де-юре, но и де-факто. Где мы избираем депутата и реально видим, что он отстаивает наши интересы.
А вот для того, чтобы государство было таким, как мы хотим, нужно действовать! По этому поводу состоялся нешуточный диспут среди тех, кто уже знает, чего хочет, но не совсем понимает, как осуществить желаемое. Участниками дискуссии стали ученики школ города и профессиональных лицеев, студенты Пермского университета. Вот, например, Лена – член анархо-экологического сопротивления. Суть своей деятельности видит в защите от политики. В недавнем прошлом Лена – участник несанкционированного пикета по поводу утилизации ракет на территории нашего края. В настоящем – малолетний правонарушитель, который состоит за этот пикет на учете в милиции, и обладатель негативного опыта общения с властью. Спрашиваем ее: ну вот теперь ты знаешь, чем подобные акции могут закончиться. Повторись все – как бы действовала? Лена действовала бы так же, во-первых, потому что не верит, что другими способами можно достучаться до власти, а во-вторых, еще не о всех формах диалога она знает.
– Все наши действия должны быть законными! – это взяла слово преподаватель истории и права ПЛ №1 Шакирова Елена Александровна. – Привлечь внимание можно цивилизованно! Только так стоит участвовать во власти, и тогда мы сможем жить в благополучном обществе.
Многие уверены, что от них ничего не зависит.
Конечно, если ничего не зависит – и начинать незачем. Все уже за тебя решено. Но вот только не всех это решенное устраивает. Кто кому нужнее – мы государству или оно нам – даже не вопрос. Хотим мы этого или нет, но государство – это мы. И каждый народ заслуживает такую власть, какую имеет. Если законы просты и мне понятны, если они созвучны с моими ценностями и идеями, то я их уважаю и почитаю. Если мне непонятно, почему в стране катастрофический демографический спад, а все говорят, что да, конечно, надо повышать рождаемость и выдают пособие, на которое молодой маме можно только раз в магазин сходить, то я начинаю задумываться о справедливости нашего государства. Если мне говорят, что все, нет интеллектуальной элиты в стране, надо что-то с этим делать – и придумывается военная реформа, когда студентов вузов забирают в армию, я начинаю сомневаться в логичности нашего государства. Если, меня не спросив, начинают под носом утилизировать ракеты, причем пытаются объяснить, насколько мне это выгодно, то, конечно же, хочется просто выйти на улицу и всех встречных трясти: люди, неужели вас все это устраивает? Вы правда именно так хотите жить? Но пока я отдаю себе отчет в том, что если сегодня все так выйдут и всех посадят, завтра отстаивать права будет уже некому. И вот поэтому-то очень важно знать все доступные культурные формы взаимодействия общества и власти. Они есть. Надо их использовать. Надо учиться договариваться. Учиться формулировать, доносить до людей и отстаивать свою позицию. И вот тогда, когда к активной жизненной позиции добавится знание, выработается направление действия, – цены не будет этому потенциалу.
«Старшее поколение воспитано с позиции классовой борьбы, – отмечала ведущая диспут Ирина Геннадьевна Долинина, кандидат педагогических наук, доцент ПГУ, – порой даже сторонники демократических сил, выступая на наших форумах, призывают к борьбе. Часто политики выполняют роль комментаторов. Политик в первую очередь должен уметь договариваться, находить точки соприкосновения и конструктивно, в диалоге находить пути решения проблем. По моему глубокому убеждению, уметь договариваться, слышать и уважать друг друга во много раз важнее умения запугивать или бороться».
Социологическое исследование Даниила Колотилова, студента ПГУ, среди политических партий «не первого эшелона» показало, что многие из них занимаются проблемами молодежи. Огромным плюсом можно назвать уже тот факт, что на диспуте участники смогли обо всем этом договориться. Диалог с властью необходим. И позитивный опыт общения уже есть. Таким примером была Елена – студентка историко-политического факультета ПГУ, участница различных избирательных политических кампаний, лидер общественной организации молодежи Пермского края «Я – гражданин». И законно действуя, говорит она, можно многого добиться.
Участники конференции-диспута пришли к мнению, что культура в общем понимании – это программа действий, и если мы хотим жить в цивилизованном обществе, то должны и пути находить соответствующие.
Конференция – далеко не единственная и не последняя возможность высказать свою позицию и обменяться мнениями. Так, в феврале состоялся форум «Молодежь и власть: выбор поколений?..».
Ольга МАМОНОВА, студентка Пермского государственного университета
Комментарии