search
main
0

Точка зрения. Чтобы выполнить историческую миссию

Для России гражданское образование – предмет совсем юный. Но если даже в США, Великобритании, Канаде, Германии, где положения конституций и законов подкрепляются прочной демократической культурой, реализуются отлаженными механизмами защиты прав человека и контроля избирателями институтов власти, придают самое серьезное значение изучению политических институтов и воспитанию у школьников гражданских качеств, то, очевидно, это неспроста. Каждое новое поколение нуждается в гражданском воспитании.

6. Межпредметный синтез, привлечение предметов гуманитарного цикла, призванных создать единую обучающую и воспитывающую среду, – еще одно отличие курса .

Место граждановедения в американской политической мысли

В западных государствах, прежде всего в США, заложена серьезная научная, методологическая и методическая база преподавания граждановедения. Еще в 50-х годах нашего столетия в Соединенных Штатах был поставлен вопрос о введении специальной дисциплины, чтобы привить гражданские и политические навыки у молодого поколения, подготовить человека, способного жить в многорасовом обществе. «Хотя уже доказано, что создания необходимых институтов достаточно, чтобы сохранить свободное общество, тем не менее Томас Джефферсон, Джеймс Медисон, Джон Адамс и другие признавали, что даже самых блестяще спланированных институтов все-таки недостаточно. В конечном итоге свободное общество должно основываться на знании, умениях и добродетелях его граждан и тех, кого избирают в государственный аппарат. По этой причине гражданское образование является существенным элементом для сохранения и совершенствования американской конституционной демократии» – таково убеждение американских политиков и ученых-педагогов.

Что же такое граждановедение в понимании американской общественной и педагогической мысли? Каково его содержание? Какие компоненты в соответствии с принципами американской политической системы оно должно включать? Американский энциклопедический справочник «Civitas» дает следующее определение: «…Интенсивное изучение и осмысление американских политических институтов (особенно системы самоуправления, ее ценностей), препоручение и принятие власти в ее рамках; истории этих институтов, проблем, сущности и возможностей; вызовов и альтернативных решений, короче – теории и практики свободного и открытого демократического общества в том виде, в каком оно развилось в Соединенных Штатах… исследование цели управления, сущности законов, способа, которым частное лицо может воздействовать на общественный строй и политическую систему, международные аспекты политики». Если выйти за пределы американских реалий, сделав акцент на изучение современной российской политической действительности, то мы получим определение, в целом отвечающее задачам граждановедения в России.

«Граждановедение в условиях демократии есть обучение самоуправлению. Самоуправление означает деятельное участие в процессе самостоятельного руководства, а не пассивное молчаливое согласие с действиями других». Высказывание Аристотеля отражает взгляд, согласно которому идеалы демократии наполняются наибольшим содержанием тогда, когда каждый член политического сообщества активно соучаствует в управлении. Члены политического сообщества являются его гражданами; гражданственность в демократических условиях есть членство в суверенном государстве. Некоторые современные политические философы, отталкиваясь от Аристотеля, утверждавшего, что свобода и равенство достигаются в том случае, когда практически все граждане включаются в управление, идут дальше; они указывают, что гражданственность следует рассматривать подобием государственной службы наряду с любой иной ответственной деятельностью.

Здоровье государства зависит от возможности самого широкого участия его граждан в гражданских делах, направленного на приумножение общественного блага и защиту индивидуальных прав. Цель такого воспитания поэтому заключается в формировании не просто соучаствующих граждан, а в подготовке информированных и ответственных личностей, здраво осмысляющих ситуацию и эффективно действующих в соответствии с собственными и корпоративными интересами. Более того, предполагается, что они своими действиями способны создавать благоприятное для себя положение в экономической, политической, корпоративной областях, в состоянии предвидеть возможное наступление неблагоприятных обстоятельств и принимать упреждающие меры.

Но никакой гражданский потенциал не сможет реализоваться без стремлений умножать общественное благо; защищать индивидов от злоупотреблений властью со стороны правительства и от покушений на права личности, откуда бы они ни исходили – со стороны государства либо частных лиц. Еще одно из условий гражданственности – широкие познания и мудрость, которые наполняют человека способностью правильно разбираться в общественных делах и развивают умение эффективно использовать это знание. Конечно, невозможно ожидать от школьника проявления мудрости, однако важно обозначить это качество и начать движение к нему благодаря выполнению ответственных, требующих проявления самостоятельности заданий, в том числе общественной значимости. В подобном гражданском участии, где от подростков ожидают ответственное и деятельное начала, особенно быстро усваиваются знания и навыки в гражданских вопросах. Закрепляются ценности и толерантность – складывается гражданская культура молодого человека. Воспитание этих качеств и составляет миссию граждановедения».

Таковы задачи и цели граждановедения в обществе, где на первом месте стоят свобода и нерушимость принципа частной собственности, освященные опытом развития американской цивилизации.

Гражданское образование в нашем понимании

В граждановедении, как ни в одном другом предмете, теоретическое изучение политических институтов и норм должно соединяться с практикой личного поведения. Это участие в школьном и местном самоуправлении, избирательных кампаниях в школе и по месту жительства, решение заданий, имитирующих принятие ответственных административных, политических, социальных резолюций. Иначе говоря, здесь теория идет рука об руку с практикой, которая имеет смысл и результат только в этом случае.

Большое место здесь отводится проектной деятельности учащихся, призванной моделировать ситуации социального партнерства, готовить к взаимодействию, общению в ходе будущей производственной деятельности. Полученные знания закрепляются в ходе ролевых игр, где учащиеся, объединившись в группы, принимают согласованные решения за представителей федеральной, республиканской, местной власти, милицейских работников, выступают в качестве потребителей, налогоплательщиков, управленцев на производстве, лидеров профсоюзных, политических и иного рода организаций.

Общие для многих учебников по граждановедению недостатки сводятся к следующим: ориентация на западные модели гражданского образования, предлагающие нашей школе не свойственный России социально-культурный и политический опыт. Упор на становление гражданина как субъекта и объекта формально-правовых отношений в общественной и повседневной жизни. Недостаточное внимание к морально-нравственным и социокультурным аспектам образования и воспитания, нерасторжимо связанным в условиях нашей страны с политическими и правовыми вопросами регулирования общественной и государственной жизни. Наконец, определенная схоластика, которая выражается в акценте на теорию при явном небрежении к закреплению осваиваемых знаний в поведенческих моделях. Накопленный опыт, ставший особенно очевидным примерно в середине 1990-х годов, был проанализирован в Центре цивилизационных и региональных исследований РАН (ЦЦРИ) и дал рождение новым подходам к развитию гражданского образования в России. Один из главных выводов: необходимо критически оценить чужой опыт и использовать его в адаптированном к российским социокультурным условиям, трезво осознавая, что американские содержание и приемы обучения гражданской культуре окажут благотворное действие только тогда, когда они станут органичной частью российской цивилизационной системы.

Эту задачу отчасти и призван решить новый комплект учебников по граждановедению. Основная цель его – раскрыть и наполнить историко-культурологическим и политико-правовым материалом (и тем самым создать условия для его актуализации) такие основополагающие для русской национально-гражданской идентичности ценности, как патриотизм и гражданственность.

В 1997 г. в рамках Центра сложилась группа исследователей во главе с его директором, доктором исторических наук Игорем Следзевским, которая в инициативном порядке приступила к разработке новой концепции гражданского образования и комплекта учебников для учащихся профессиональных колледжей и среднего звена российской школы. В настоящее время группа, включающая ученых ЦЦРИ, вузов Москвы, педагогов-специалистов и учителей-практиков, обрела формальный статус лаборатории граждановедения Научно-исследовательского института развития образования при Департаменте образования г.Москвы, которой в настоящее время руководит кандидат педагогических наук И.Сергеев.

Результат работы коллектива, в частности, – представленная в этом сборнике «Концепция гражданского (граждановедческого) образования в общеобразовательных учреждениях г.Москвы», учебник для 5-го класса и готовящийся к изданию учебник для 6-го класса общеобразовательной школы. Для профессиональных учебных заведений и школ планируется подготовить комплект учебников с методическими пособиями, рабочие тетради, книгу для учителя гражданского образования.

Создатели концепции и учебника по гражданскому образованию «Я – гражданин России» опираются на опыт авторов предшествующих учебных книг по данной дисциплине. Вместе с тем наш подход к этой дисциплине содержательно, методически и функционально значительно отличается от прежних концепций преподавания граждановедения.

Мы не случайно употребляем термин «гражданская культура», поскольку не замыкаем предмет рамками правовых и политологических знаний. Мы понимаем гражданское образование как освоение совокупности межличностных отношений – правовых, политических, культурных, моральных, психологических, определяемых сложившейся цивилизационной системой и экономикой. В политологической литературе гражданская культура рассматривается как деятельность индивидов в качестве самостоятельных субъектов власти, использующих государственные и общественные институты для защиты своих прав и свобод. Движение к гражданскому обществу – одна из двух, наряду с экономическими реформами, составляющих превращение России в развитое экономическое и правовое государство, в наших условиях осуществимо только в этих широких рамках. В сравнении с Западной Европой и Северной Америкой, где этот комплекс межличностных связей и отношений личности с государством и социальными группами складывался в течение столетий и где ныне он воспринимается как данность, нам предстоит выстраивать, помимо политической сферы, еще и моральное, психологическое, культурное содержание.

Особенности курса

Основные отличия нашего видения гражданского образования от предшествующих курсов можно свести к следующим:

1. С точки зрения содержания – синтез универсальных демократических (американских и западноевропейских) норм и институтов с российскими социокультурными ценностями. От прямого, некритического насаждения западных политико-правовых институтов и норм (процесс, который, как показывает история, обычно влечет их отторжение и откат к традиционным, фундаменталистским ценностям) мы переходим к их адаптации к российским социально-культурным условиям.

2. Доминировавший нормативно-правовой принцип отбора материала существенно дополнен более современным подходом, рассматривающим гражданское знание как осознание ценностей гораздо более широкого – мультикультурного и поликонфессионального – мира (прежде всего народов России). Знание законов и даже их соблюдение еще не является гарантией становления настоящего гражданина и формирования в России гражданского общества.

3. В основе нового пакета учебников лежит принцип личностной ориентированности освоения знаний и воспитания, где гражданское образование предстает как поле становления личности, осваивающей не только ценности своей, но и чужих культур на разных уровнях: семейном, локальном, региональном, этническом, конфессиональном, государственном, глобальном.

4. Противоречие между личностными потребностями и необходимостью общественно-ориентированного развития, между правами личности и интересами коллектива, класса, группы и т.д. вплоть до государства, ярко проявившееся на современном этапе российской истории и в значительной степени поставившее под вопрос само выживание России как единого организма, снимается отождествлением себя с «командой» (сверстников, одноклассников, родной деревней, двором, жителей родного края, представителей одной культуры, народа, наконец – российского народа и как завершение – граждан планеты Земля).

5. Обучение понятиям гражданской культуры идет в неразрывном единстве с воспитанием. Здесь значительную роль призваны сыграть различные школьные мероприятия, в частности, нацеленные на поддержание традиций класса и школы (институт сменных менеджеров – старост, день рождения класса и школы, участие в работе педсовета и деятельности клуба друзей школы, ремонт школьного инвентаря и мебели силами учащихся…), которые организуются силами самих школьников. Формирование умений действовать самостоятельно протекает особенно эффективно в условиях школы, жизнедеятельность которой организована на демократических принципах.

6. Межпредметный синтез, привлечение предметов гуманитарного цикла, призванных создать единую обучающую и воспитывающую среду, – еще одно отличие курса «Я – гражданин России».

7. Культурно-историческое наполнение гражданского образования, где культура рассматривается в качестве смысла постижения мира, обращает педагога и учащихся к основам человеческого бытия. Культура в ее историческом развитии, тесно связанном с политико-правовыми изменениями, – еще одно необходимое напоминание о гражданской культуре на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, географии, русского и иностранного языков.

Новая парадигма образования и воспитания непосредственно определяет становление культуры мира, этики цивилизованных отношений в России. Она включает формирование свободной личности, осознающей зависимость своих прав от выполнения обязанностей, в контексте родной культуры и истории.

Главная цель – воспитание ответственного гражданина

Опираясь на мировой опыт, российская педагогическая наука в 90-е гг. признала гражданское образование в качестве одной из приоритетных задач в системе формирования и развития личности. Целью гражданского образования, по их мнению, является складывание личности, осознающей свою ответственность за судьбу Родины и своих сограждан, способной к самостоятельным, независимым суждениям и принятию ответственных решений, то есть реализация компетентностных функций.

В области воспитания: сформировать гражданственное отношение и приверженность фундаментальным демократическим и моральным культурным ценностям и принципам, необходимым знающему и ответственному гражданину.

В области знаний и интеллектуальных навыков: обеспечить будущих граждан знаниями и навыками в объеме, позволяющем индивиду как осознанно анализировать и влиять на разработку и проведение государственной политики, так и участвовать на добровольной основе в решении вопросов совместно с соседями по дому и в масштабах деревни, поселка, города.

Обе задачи нерасторжимо связаны: повсеместное и эффективное участие в политическом и социальном процессах на разных уровнях; гражданская ответственность как неукоснительное выполнение обязанностей, которые влечет за собой гражданство; голосование на выборах и иное воздействие на политику правительства с тем, чтобы это способствовало благу всего народа и будущим поколениям страны; содействие совершенствованию деятельности всех ветвей власти; сдерживание деятельности правительства и парламента в пределах, предоставленных им конституционных полномочий, не позволяя посягнуть на прерогативы общественных организаций; наконец, добровольная и бесплатная помощь ближним своим, соседям, местному обществу.

Вместе с тем здесь следует выделить два уровня задач:

общенациональный – воспитание и образование молодого поколения, руководствующегося универсальными демократическими ценностями и способного в ближайшие три-четыре десятилетия укоренить в России нормы и ценности гражданского общества, обеспечить становление правового государства;

более узкий, учебный – подготовка учащихся, обладающих базовыми знаниями о политическом устройстве общества, своих правах и обязанностях, демонстрирующих терпимость в отношении чужого мнения, иноэтнической культуры, строго следующих Конституции и законам РФ, активно участвующих в политическом процессе и способствующих признанию ценностей российской демократии за пределами страны.

Таким образом, российский учитель граждановедения призван выполнить чрезвычайно высокую, с полным основанием можно сказать – историческую миссию: преобразовать Россию руками своих учеников, которых он должен вооружить необходимыми сведениями в областях политологии, права, социологии, отчасти психологии и, более того, выработать у них навыки использования полученных теоретических знаний, привести к пониманию ценностей народовластия. Одна из главных задач в этом процессе состоит в воспитании человека, обладающего достоинством, осознающего собственные неповторимость, свободу, право владеть собственностью и лично отвечать за свои действия, судьбу близких и Родины.

Анатолий САВАТЕЕВ, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте