Можно ли быть неграмотным? Можно. Но только это очень неудобно, а порой унизительно и даже опасно: человек не может прочесть то, что понятно всем вокруг (а вдруг это надпись: «Осторожно, высокое напряжение!»).
Точно так же попытаться прожить, ничего не зная о законах мира экономики. Это не смертельно. Вот только жизнь будет все время поворачиваться к вам острыми углами, и вы будете о них больно, порою в кровь, расшибаться. Основные сведения об устройстве этого мира столь же необходимы каждому, как и элементарные сведения об анатомии (как иначе понять, что у тебя болит и опасно ли это для жизни?). В программной статье «Россия на рубеже тысячелетия» В.Путин отметил: «…Мы обязаны извлечь уроки из 90-х годов, осмыслить опыт рыночных преобразований. Один из главных уроков я вижу в том, что на протяжении всех этих лет мы двигались как бы ощупью, наугад, не имея четких представлений об общенациональных целях и рубежах, которые обеспечат России положение высокоразвитой, процветающей и великой страны мира».
Мы видим, что рыночная экономика устроена таким образом, что не позволяет списывать ошибки на чужой счет. Она поощряет верные решения выигрышем и наказывает неверные проигрышем. Недостаточная подготовленность выпускников школы к вхождению в рыночные отношения, отсутствие у них специальных знаний, навыков и умений приводят к тому, что именно эта категория молодежи оказывается наименее защищенной, особенно на рынке труда, рискуя пополнить ряды безработных.
Экономические знания нужны для развития экономического мышления, экономической культуры юных граждан. Это знания о том, что они способны уменьшать главное и неизбежное зло рыночной системы хозяйствования – неопределенность.
Неопределенность в рыночной экономике означает непредсказуемость, невозможность предвидеть последствия принимаемых экономических решений. Изучение экономики поможет молодым людям в повседневной жизни, убережет их от неверных поступков и решений, связанных с оголтелой рекламой, обещаниями правительства, политических партий и т.д. Все дело в том, как ими распоряжаться.
Между тем в федеральном стандарте средней школы нет отдельной образовательной области «Экономика». Элементы таких знаний включены в ряд учебных дисциплин и курсов: «Граждановедение», «Человек и общество», «Технология». В то же время региональный компонент предусматривает возможность включения экономики как отдельного курса в учебный план 8-го и 10-го классов средней школы, а в некоторых случаях и с 5-го класса. Разумеется, это возможно за счет вариативной части учебного плана. Во многих ли школах готовы сделать подобный шаг? Нужно ли это нашим детям?
В нашей школе преподавание курса «Введение в экономику» началось с 1994 г. Сначала занятия велись в 11-х классах, затем в десятых. На сегодняшний день экономику изучают 400 человек с 8-го по 11-й класс. Один урок в неделю. Это немного, но уже приносит свои плоды. Ежегодно около 50% выпускников поступают на экономические факультеты высших и средних учебных заведений. С удовольствием получают дополнительные знания слушатели факультативного курса «Экономика без тайн» и «Школа бизнеса» при городском МУК. «Есть спрос – будет предложение», – говорят экономисты. Предложите своим детям то, что обязательно пригодится им в жизни. Те знания, которые помогут каждому, без которых не обойтись ни одному образованному человеку.
Мы провели опрос среди учащихся 9-х и 11-х классов школы №7 города Мценска – одной из самых больших школ не только в Мценском районе, но и в Орловской области. Ребятам предложили выбрать из всех предметов три самых необходимых в дальнейшей жизни. 75% опрошенных одним из них назвали экономику. На вопрос «Нужна ли экономика в качестве учебного предмета в школе?» утвердительно ответили 100%. 68% считают, что в этом курсе должно быть больше практических занятий и активных форм обучения, позволяющих моделировать определенные экономические процессы (деловые игры, практикумы и пр.).
Конечная цель экономического образования учащихся – формирование и развитие у них социальной и трудовой активности. Она сама по себе стихийно возникнуть не может, а является следствием воспитательного и обучающего воздействия на личность. В результате человек осознает свою нужность обществу. Он одновременно овладевает определенными способами, методами проявления социальной и трудовой активности.
Наиболее эффективно отвечает этой задаче так называемое активное обучение. Приведу примеры из собственной практики работы в школе. С большим удовольствием подростки имитируют деятельность какого-либо предприятия. Например, при изучении темы «Проблема ограниченности ресурсов» используется деловая имитационная игра «Геологическая дилемма».
В начале урока учитель сообщает о наличии в классе (кабинете) залежей энергоносителей – ресурсов, используемых для добычи энергии, – угля, нефти, газа и урана. Роль энергоносителей играют квадратики из цветного картона, рассыпанные в произвольном порядке: под партами, в шкафу, на подоконнике, у доски и т.д. Класс делится на четыре группы – компании по добыче определенного вида ресурсов. По результатам активной работы выясняется, что количество ресурсов, собранное учащимися, неодинаковое: соотношение угля, нефти, газа и урана примерно 60:25:10:5. Выясняется, почему. Затем подводится итог: ресурсы ограниченны, что порождает ряд экономических проблем. На собственном «опыте» ребята познают их влияние, начинают искать пути преодоления. Дети – уже не просто слушатели. Они – активные и непосредственные участники. Пробуют себя в роли экономических субъектов. Можно сказать, тренируются.
За короткое время участник имеет возможность испытать, как сложится его дальнейшая деятельность при том или ином подходе к заданию. Знания, которыми владеют участники игры до ее начала, дополняются опытом, приобретенным в ходе игры.
Изучение основ экономики неизбежно происходит на примерах, подтверждающих экономические концепции. Но всякий пример есть не что иное, как та или иная экономическая проблема. Ведь экономика вся соткана из проблем. Надо уметь распознать, сформулировать, а затем, конечно, разрешить ее. Экономическое развитие России во многом будет зависеть от способности ее граждан находить и решать возникшие проблемы. Вот почему вопрос о полезности и ценности экономических знаний, полученных в школе, приобретает все большую актуальность.
Елена ВАРОВА, учитель экономики, Орловская область
Комментарии