search
main
0

Точка зрения Быть вместе и чуть-чуть впереди

Дети – это самое дорогое, что имеет человек, это самая большая ценность на Земле, это наше завтра и в большей степени от нас, воспитателей, учителей школы, зависит, будет ли завтрашний человек творцом и созидателем на Земле. Те, кто влияет на воспитание и образование творцов и созидателей, также очень важны, поэтому в своей школе мы выдвигаем главный лозунг – “Люди – ключ к успеху”.
Сегодня мы думаем о том, как нашу школу сделать современной и не утратить ее лучших традиций, чтобы она полностью отвечала уровню развития и подготовки учеников, их способностям, интересам, намерениям. Школа во время начала демократических преобразований в стране начала освобождаться от жестокой централизации. Мы поняли, что на наши плечи легла огромная ответственность, хотя и были расширены наши полномочия. Это сделало значимыми вопросы о власти, о том, как ее создавать, как ею пользоваться, как мотивировать людей на решение профессиональных задач; каковы определяющие стимулы в педагогической работе, какими инструментами пользоваться для изучения собственной организации (школы) и самого себя как руководителя.
И мы пришли к выводу, что с точки зрения демократических преобразований и в обществе, и в школе подход к управлению ею через создание культуры организации, называемой нами “обучающейся” организацией, является эффективным.
“Обучающейся” организацией мы называем такую, в которой происходят качественные преобразования коллектива, постоянное стремление к:
1) творческому поиску;
2) обучению;
3) развитию.
У руководителя при формировании организационной культуры – особая роль. Он стоит во главе всех преобразований или должен уйти и освободить место для тех, кто может возглавить эти процессы. Но и не только. Он способствует успеху каждого в организации и всей организации в целом. (Э.Деминг, американский эксперт в области развития организаций).
Мы, администраторы, сформулировали для себя кредо руководителя, которое разделяется и учителями, и учащимися. Это демократические принципы управления школой:
разделяй власть с людьми;
подавай пример во всем;
создавай общее видение, общую цель;
будь компетентным руководителем;
умей взять риск на себя;
экспериментируй;
будь вечным учеником.
Ключом к успеху обучающейся организации является то, что члены организации заняты в ней продуктивным обучением, а не репродуктивным, т.е. генерируют идеи и просчитывают ситуации, а не зависят от обстоятельств.
В обучении мы используем пять дисциплин, которые как бы растворяются друг в друге:
1) общее видение;
2) личное профессиональное мастерство;
3) ментальные модели;
4) командный подход;
5) системный подход.
Мы выделяем и 3 роли нового руководителя:
Первая – роль дизайнера.
Вторая – роль стюарда.
Третья – роль учителя.
Первая роль – дизайнера. Работа его невидима, но результаты можно услышать в словах членов коллектива: “Мы сделали это”. Можно сравнить эту роль руководителя с позицией, которую занимает лидер в соответствии с педагогическим кредо А.Макаренко, а затем И.Иванова: “Быть все время вместе и чуть-чуть впереди”. Впереди означает быть дизайнером политики, стратегии и структуры, что помогает транслировать цели в решения. Лидер-дизайнер создает такую атмосферу, в которой срабатывают все 5 дисциплин.
Вторая – роль стюарда. Эта роль начинается с желания служить людям и вдохновлять их на лидерство для того, чтобы служить другим и организации в целом. Существует 2 уровня роли стюарда: первый – для членов своего коллектива, а второй – для больших целей своей организации.
Третья роль – роль учителя – заключается в побуждении всех и каждого учиться. Руководитель помогает всем, в том числе и себе, прояснить и признавать идеи, которые имеют первостепенное значение для организации.
Все три роли руководителя помогают формировать организационную культуру, обучающуюся организацию.
И особое внимание мы обращаем на инструменты обучающейся организации, т.к. важны средства, а не только результат – успех. Эти средства – наши инструменты.
Инструменты обучающейся организации:
включение каждого в деятельность школы, при этом люди знают, что их не отвергают;
справедливость, когда каждый уверен, что все имеют равные права;
открытость:
– деятельностная открытость (возможность каждому высказать свое мнение);
– рефлекторная открытость (умение слушать, слышать, понимать и принимать мнение других).
Рефлекторно открытыми быть гораздо сложнее, потому что осваиваются навыки рефлексии и умения задавать вопросы, диалога и дискуссии. Мы учимся не только прощать, но и забывать, по русской пословице “Прости и забудь”.
Как уже упоминалось, все 5 дисциплин переплетаются друг с другом, как бы растворяясь друг в друге.
Каждый член организации находится в процессе своего становления как профессионала, так как у него не было ранее таких возможностей в тоталитарном унифицированном обществе. А мы, администраторы, видим свою задачу в том, чтобы каждая личность смогла творчески раскрыться, чтобы каждый учитель имел право выбора учебника, по которому учить детей, программы курса, получил возможность создавать свою собственную программу. В целом вся организация движется медленно в одном направлении. Быстрому продвижению мешают личностные проявления педагогов.
Мы, руководители школы, уверены в том, что именно сейчас в обществе демократических изменений нужно создавать максимальные условия для развития творческого потенциала педагога.
Весь наш коллектив осознает, что творческая атмосфера помогает и учителям, и детям становиться яркими, уверенными в себе индивидуальностями, помогает добиваться успеха.
Что еще способствует успеху учащихся? Идеи.
Идеи:
демократизации;
гуманизации, в т.ч. воспитание гражданственности;
личностно-ориентированного характера образования;
гуманитаризации.
Идеи, то есть духовный фундамент школы, так же важны, как и материальный фундамент: организация учебно-воспитательного процесса, материальная база, педагогические кадры.
В организации образовательного процесса важным элементом, способствующим успеху детей, является учебный план. Для 826 учащихся и 36 классов в школе ведется 49 предметов, на которые предусмотрено 1424 часа.
Идеи гуманизации (в т.ч. гражданского образования) и гуманитаризации реализуются через такие предметы, как граждановедение, история, право, русский язык, литература, стилистика, психология, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, экология, география и т.д. Идеи демократизации, личностно-ориентированного характера образования воплощаются в учебном плане через 95 часов внеурочных занятий. В этом плане существуют такие курсы, как ролевая игра, история школы, языкознание, основы художественного оформления – в среднем звене; в мире сказок, театральное искусство, детская зарубежная литература, загадки планеты и другие – в начальной школе; дополнительные предметы на выбор в 10-11-х классах, выбор индивидуальных занятий с преподавателями вузов.
Обеспечивает образовательный процесс и успех учащихся сильный творческий коллектив учителей (70 чел.). Значителен рост профессионального уровня педагогов: за последние 5 лет число учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, увеличилось с 14% до 22%, первую квалификационную категорию – с 25% до 44%. Таким образом, более половины педагогов являются учителями высшей и первой категории. 18 учителей имеют звание “Отличник народного просвещения”, один учитель награжден знаком “Почетный работник общего образования РФ”, 7 человек – Грамотой Министерства общего и профессионального образования.
Стабильный педагогический коллектив, творческий и требовательный к себе, демократические принципы управления, атмосфера тепла в школе, новый вид школы с углубленным изучением английского языка – все это работает на престиж школы. Об этом свидетельствует рост числа учащихся за последние годы: с 653 человек в 1993 году до 826 человек в 2000 году. Изменилась и география учащихся. Раньше это были только учащиеся нашего микрорайона. Теперь более 70% учащихся, в т.ч. более 60% первоклассников, проживают в других микрорайонах. Эти тенденции роста контингента и изменение географии учащихся свидетельствуют о росте профессионального мастерства педагогического коллектива, престижа школы и ее успехе.
Мы растим этот успех сами и даже составили программу 12 уроков для творчески работающих организаций, которую стараемся выполнять. Эта программа в краткой форме повторяет нашу концепцию, концепцию демократической школы, которую мы называем обучающейся организацией. Девизом для нас служат слова французского философа Генри Бергсона:
“Существовать – значит изменяться, изменяться – значит идти к зрелости, идти к зрелости – значит продолжать создавать себя бесконечно”.

Галина ХИТРОВА,
директор школы
Ярославль

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте