search
main
0

Точка зрения. Бескорыстно творить добро

Особенностью нашей школы является наличие научного общества, которым руководит учитель истории О.Яшина. У каждого ученика есть своя научная тема, которую он выбирает в сентябре и работает над ней в течение учебного года. По понедельникам он может обратиться к научному руководителю за консультацией, советом и помощью. В этом учебном году многие ребята, как и я, выбрали различные темы по обществознанию. Это особый предмет. С ним связан анализ жизненных ситуаций, происходящих в обществе. Тема моей работы «Три кита демократии. Право на жизнь, свободу и равенство». Она предполагает доскональное знание не только предмета, но и исследование общественных процессов на пути построения правового государства и гражданского обществ в России.

«Не спрашивай, что страна может сделать для тебя; спроси, что можешь ты сделать для своей страны».Джон Кеннеди

Обществознание – это не только минимум знаний об экономике, политике, социальных отношениях, не только эмоциональная речь учителя, познавательные игры, исследование жизненных ситуаций, споры и дискуссии, а и выработка жизненной позиции каждого из нас, самостоятельности мышления и поиск ответа на главный вопрос подрастающего поколения: «Как организовать нашу жизнь, зависит ли что-нибудь конкретно от каждого из нас, готово ли слушать и услышать общество молодых людей, вступающих в жизнь?» Ведь мы в отличие от старшего поколения встретили смерть Советской власти как данность и считаем своим гражданским долгом не возвращаться к старому, а продвигать дальше гуманные идеи прав человека и демократии, чтобы они были не только на бумаге, а стали реальностью в обществе, нормой повседневной жизни. А пока реальность такова: процесс переосмысливания базовых идей и ценностей в России происходит крайне болезненно и трудно.

Особенно страдают дети. Беспризорных больше чем после Гражданской войны, растет число случаев детского суицида, в некоторых городах массового. Гибель несут наркотики, СПИД, заболевания, безответственные родители, которым нет никакого дела, чем заняты их дети, что с ними происходит. И тем не менее, теряя многое, наше общество путем проб и ошибок нащупывает рецепты, которые помогут ему стать Гражданским и Правовым. А завершать этот процесс придется нам, сегодняшним школьникам. Готовит ли нас общество к этому? Как? Во-первых, в школе на уроках истории, обществознания, литературы, граждановедения, права. Программы этих дисциплин предусматривают изучение таких тем, как гражданственность, патриотизм, Отечество, государственные символы России, любовь к Родине. И стихотворения А.Пушкина и М.Лермонтова, и целые разделы по граждановедению и истории, начиная с 5-го класса, учат быть гражданами своей страны, любить Россию, гордиться ею.

Очень важно, чтобы изучение этих тем было не средством развлечения и демагогии, а предметом серьезного разговора. Ведь сейчас только в Петербурге 6,5 тысячи беспризорных детей, которые не посещают школу, готовых на преступление, потому что иначе не выжить. И никакие общественные организации, такие как «Врачи мира», не помогут 50 тысячам беспризорных детей в стране, которые выдерживают в приютах максимум две недели, а потом бегут на волю нюхать клей, пить растворитель, разносить инфекционные болезни, создавая угрозу обществу. Это дело нашего государства и общества.

Важно собрать их и накормить, но этого мало. Видимо, было упущено воспитание их родителей.

Каждый думает, что если с кем-то что-то и случается, то только не со мной. Даже закона об инвалидах нет до сих пор. А ведь по Конституции Россия – социальное государство. Не все благополучно и в детских домах: избиение, насилие, вот дети и бегут на улицу, становясь беспризорниками. Но главное – на уроках, в СМИ не должно быть смакования наших недостатков, не демагогия, а реальные предложения и рассказы о реальных делах. А также беседы, дискуссии, которые будут способствовать пониманию проблем, расширению знаний о законах страны, историческом опыте человечества. Ни самолюбование на уроке во время дискуссии, а поиск выхода из кризиса или реальные предложения на этот счет. Недавно нами пройдены темы: «Цивилизация России», «Глобальные проблемы современности». Они заставили меня, учитывая избранную мной тему научной работы, провести исследование среди сверстников «Нужна ли России общенациональная идея, и какой вы ее себе представляете?». Примеры из истории учат, что человек и общество в целом могут преодолеть многое, все трудности, если они вооружены целью, считают ее достойной и желают ее достичь. Например, события XVIII века в США, когда раздетые, голодные люди, разных рас и национальностей, с разным уровнем доходов и верой, сплотившись под лозунгом Французской революции «Свобода, равенство, собственность», победили сильного противника. Во имя национальной идеи нация способна на многие подвиги и жертвы. Достаточно вспомнить советское общество в годы Великой Отечественной войны. Да и другие примеры из отечественной истории, которая удивительно нравственна по своей сути. И сегодня в некоторых странах существуют официальные девизы, которые закреплены законодательно. И употребление их так же важно, как употребление гимна, герба и флага. Во Франции – «Свобода, Равенство, Братство».

В США – «При разнообразии мы едины». В Канаде – «От моря и до моря». В Камеруне – «Мир, Труд, Родина». В России был «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Пока же в России нет ни официального девиза, ни общенациональной идеи. А нужны ли они? На этот счет у ребят нет единого мнения. Одни считают, что она жизненно необходима и поможет нам справиться с нашими проблемами, как это уже бывало. Народ в России разобщен, страна на грани распада. Как, во имя чего призывать каждого трудиться не только для себя, но и на общее благо. Как победить коррупцию, алчных чиновников, бедность, безразличие, бездуховность? Как преодолеть непонимание между властью и народом?

Плохих чиновников и милиционеров заменить на хороших? Это смешно. Ну и что дальше? Многие считают – бросить все силы на воспитание молодого поколения. Чтобы у всех было качественное высшее образование. Оно научит мыслить, а это всегда поможет в трудной ситуации. Пропагандировать здоровый образ жизни. Семью поставить под защиту государства. Открыть бесплатные спортивные кружки и секции. Пропагандировать нравственность как основу жизни.

Как вера в Бога возрождает душу, так и государство восстанет из пепла с помощью религии. В Омской области, например, нравственное воспитание девочек взяла на себя православная церковь. И ничего, что страна у нас многонациональная, все религии, кроме запрещенных сект, учат добру и любви. Необходимо возрождать источник русской нравственности – деревню. Бороться с коррупцией, развивать науку, воспитывать патриотов, не забывать об общечеловеческих ценностях, таких как свобода, закон, достаток.

Создавать молодежные организации, ведь дети тянутся друг к другу и не понаслышке знают, что творится в нашем обществе, семье, на улице, и имеют свою четкую аргументированную позицию и, будучи самыми активными членами общества, хотят оказать посильную помощь стране. Последние события осени 2005-го показали, что молодежь уже не пассивна и далеко не равнодушна.

Однако есть мнение и других ребят, а они считают, что никакая общенациональная идея, которую ищут 15 лет и все никак не могут найти, не нужна. Потому что трудно найти то, чего нет. А насильно общенациональную идею не привьешь. Да и исторические примеры показывают, что нет идей, которые бы существовали вечно. Фашизм только на время сплотил немецкую нацию, а потом ни одна нация не боролась и не борется с этой идеей, как немцы, которые знают, что он принес их народу, став проклятием человечества. Не выдержал испытание временем и марксизм-ленинизм как главная идея в СССР. А может быть, в условиях, когда человечество на грани выживания, когда к глобальным проблемам присоединяются все новые и новые, например «птичий грипп», лучше прекратить поиски мифических идей, а заняться развитием науки, техники, технологии, что и поможет выжить всем нам.

Недавно на Всекитайской конференции лидер государства Ху Дзинтао провозгласил народу, что до 2020 года в качестве общенациональной идеи Китаю следует выбрать развитие науки и технологии, т.к. аварии и техногенные катастрофы стали тормозом в развитии страны и решить эту проблему может только все общество. Но ведь это и глобальная проблема современности. От катастроф в Китае пострадали и другие страны, например Россия. Может быть, в нынешних условиях нужно, чтобы выжить, решать глобальные проблемы совместно, усилиями всех стран? Создать наднациональное правительство и наднациональную идею, умножая усилия всех стран и народов. Это вопрос будущего, но по-другому глобальные проблемы не решить. А пока и свобода, как указывается в 9-й статье Всеобщей декларации прав человека, которая является высшей ценностью человеческой жизни, с древности признавалась естественным правом каждого человека, нуждается в защите. Разве свободна женщина, которой запрещают участвовать в общей беседе за столом?

Человечество проделало огромную работу, чтобы свобода стала осознанной необходимостью. Но этого недостаточно. Все понимают, что свобода не является абсолютной и неограниченной. Ее границы определяются законом. Именно закон, с его общеобязательностью, строгой определенностью, может защитить свободу. Именно при соблюдении прав человека свобода может получить реальное, истинно человеческое выражение. И стать не вольницей, не вседозволенностью, не лозунгом и не пустым звуком, а реальностью, которая, будучи воплощенной в действующем праве, основана на законе и законом защищается. Я уверена, что скоро общество, «переболев» переходным периодом, выберет и общенациональные, и общемировые ценности, не забывая о демократических завоеваниях человечества: свободе, естественных правах человека, равенстве, праве на собственность. Будет решать социально-экономические проблемы, опираясь на закон – величайшее «изобретение» человечества. Так как именно в праве, то светлое и обнадеживающее, что в нашем мире отмечено мудростью людей, выстрадано человечеством, его трудной историей, словом, дано Богом. И тогда право, закон, правосудие предстанут как важнейшие завоевания всей цивилизации, которые должны стать твердой опорой и надеждой в жизни каждого человека, всего общества. А кроме приобретения знаний об обществе, на уроках ты можешь многое. Это и участие во всероссийских конкурсах, таких как «Права человека глазами ребенка», «Я – гражданин России». Участие в школьном самоуправлении, которое требует значительных усилий, а не общих рассуждений. Это реальные дела и инициативы в помощи бедным, престарелым и инвалидам. Собирая пожертвования перед Новым годом, москвичи несли не только старые вещи. Приносили новые телевизоры для детских домов, игрушки и подарки. И это в сильные морозы, в снежные заносы в преддверии Нового, 2006 года. Когда устроители акции думали, что никто не придет из-за холода. Став хорошим специалистом, например юристом, ты поможешь тем, от кого уже отвернулось общество, хотя они и не виновны. Главное, чтобы в душе у каждого человека было желание творить добро и быть честным. Это тоже может быть общенациональной идеей и способствовать возрождению России.

Виктория НИКИТИНА, Ольга СТЕЛЬМАЧЕНКО, лицей-интернат «Подмосковье»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте