Никто не будет спорить с тем фактом, что работа директора школы разнообразна, многогранна и очень ответственна. При этом абсолютное большинство из нас мечтают о том, чтобы как можно больше времени уделять вопросам совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения. Но нередко каждое утро, приходя на работу, мы вынуждены начинать свою деятельность с решения целого ряда вопросов по обеспечению жизнедеятельности школы.
За последние 10 лет в московской системе образования в вопросах финансового обеспечения функционирования школ произошли кардинальные изменения. Прежде всего это связано с образованием в 2017 году Центра финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы. Централизация финансового обеспечения позволила школам освободиться от самых сложных направлений финансово-хозяйственной деятельности, а именно от большей части финансового планирования, бухгалтерского учета и отчетности, начисления и выплаты заработной платы сотрудникам.
Один из главных плюсов финансового обеспечения московской системы образования – это формульное личностно ориентированное финансирование, которое создает равные возможности для каждой школы. Гораздо понятнее стали принципы расчета финансового обеспечения государственного задания. Также многими директорами школ приветствуется переход к формированию государственного задания не на календарный, а на учебный год. И самое главное – это то, что остатки денежных средств государственного задания на конец бюджетного года остаются в распоряжении школ. Кроме того, передача должностей бухгалтерских работников из школ в штат Центра финансового обеспечения не повлекла за собой сокращения фонда оплаты труда работников образовательной организации и позволила сэкономленные средства перераспределить в пользу педагогических работников.
С Центром финансового обеспечения помимо директора школы тесно взаимодействуют такие должностные лица, как заместитель директора по управлению ресурсами и экономист школы. Эти работники должны знать большое количество нормативных актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность школы. Но нормативная база постоянно меняется, а у названных должностных лиц из-за огромной загруженности по работе не всегда есть возможность эти изменения отслеживать.
И если директорам школ руководство Центра финансового обеспечения находит возможность довести оперативную информацию по наиболее важным изменениям в финансово-хозяйственной деятельности, то с указанными лицами этот вопрос пока не решен. Было бы целесообразно с определенной периодичностью направлять заместителей директоров по управлению ресурсами и экономистов школы на обучение по программам повышения квалификации в лучшие экономические высшие учебные заведения Москвы. И, на мой взгляд, инициатором решения этой проблемы должен быть Центр финансового обеспечения.
По сравнению с периодом, когда бухгалтерская служба входила в штат школы, нынешняя централизованная система финансового обеспечения имеет неоспоримые преимущества. И главное преимущество состоит в том, что высвобождается время директора школы для решения других, не менее важных задач.
Константин КОВАЛЕВ, директор школы №1191
Комментарии