“Открытое общество” – пути и цели
Размышления о том, что предлагает американский миллиардер российским учителям
е претендуя на всеохватность, я бы хотел поделиться своими наблюдениями над рядовыми событиями в многоаспектной будничной работе Института “Открытое общество”. Это – мастерские, проходившие в Екатеринбурге и Самаре еще в прошлом году, по одной из программ института “Переподготовка учителей-гуманитариев”.
К идее гуманизации отечественной системы образования мы пришли не случайно: перспектива развития России, а значит, учитывая ее влияние на судьбы мира и человечества, осуществима только при условии формирования открытого, гуманитарного, гуманистического сознания первых поколений ХХI века учителями современной школы. И форма здесь выбрана оптимальная: гуманитарное содержание можно передавать только из рук в руки, только очно, только в живом непосредственном общении. Поэтому проведение мастерских, где учителя, очень часто, что называется, из глубинки, встречаются с людьми большой науки, с которыми они никогда в обычных условиях не встречаются, для меня было самым существенным во всем этом замысле. Ведь известно: как нас учили, так и мы учим. И то, что не только и, может быть, не столько непосредственно сами знания (при всей, разумеется, их ценности) перекочуют из мастерских на уроки, но стиль и дух высокого интеллигентного общения делают саму форму обучения учителей по-настоящему содержательной.
Организаторы екатеринбургских мастерских Игорь Гиниатуллин и его соратники А.Богатырев, Н.Мельник, П.Мещеряков, В.Третьякова, как и самарская команда во главе с Вячеславом Парамоновым, сумели найти не просто высокопрофессиональных лекторов и мастеров психотренинга (это очевидно по определению), но по-человечески необычайно обаятельных людей, создававших атмосферу заинтересованного, увлекательного общения, когда каждый участник мастерских чувствовал свою ценность, ценность и полезность своего высказывания. Это, по-моему, и есть единство и взаимообусловленность гуманитарного знания и гуманистического образования. Без этого ни то, ни другое просто немыслимо.
Но мастерские – явление, принципиальное еще в одном отношении. Мы как-то привыкли к тому, что для учителей литературы курсы переподготовки, например, проводятся в декабре, а для историков – в марте. И как в школе из учительской после переменки педагоги расходятся по своим кабинетам, так и в системе переподготовки царит не меньшая разобщенность. Идеология Института “Открытое общество”, как я ее понимаю, заключается в том, чтобы разрушить перегородки, отделяющие предмет от предмета, чтобы попытаться наконец создать целостное гуманитарное знание.
В решении этой определяющей для нашего образования задачи есть два пути. Как всегда, простой, более доступный, и сложный – на мой взгляд, более перспективный. В первом случае надпредметное знание ряда гуманитарных курсов понимается как общее поле гуманитарного знания – инвариантный содержательный компонент этих дисциплин. Сегодня в региональных мастерских института ведется поиск новых путей в таком освоении общего поля знания. В их ряду и мастерские межпредметных связей, и вынесение на общий суд, казалось бы, узкодисциплинарных задач, и работа над проектами, где тесное соприкосновение предметных областей, работающих на одну проблему, делает результаты такой деятельности живыми и осязаемыми.
Особенно наглядно это проявилось в разработке предметных заданий для школьных команд, в которых обьединялись учителя разных дисциплин. Крушение границ между предметами при сохранении специфики и языка каждого из них – главное в формировании представлений о единстве мира и множественности путей его постижения, в развитии представлений о востребованности знания, его достоинстве и значимости.
Мастерские Института “Открытое общество” дают импульс нашему образованию, и в этом, очевидно, их первостепенное значение. Если посмотреть, какие проекты школьных команд заявлялись, то станут понятны уровень и направленность интересов: “Экологическая среда нашего района, пути ее улучшения”, “Говорящие улицы”, “Старшие младшим: школа – это семья”, “Российский дом – вчера, сегодня, завтра” и многие, многие другие, не менее интересные. Думается, что ни один педсовет, методическое обьединение или кафедра не смогут определить более реальные и органичные направления настоящего интегрирования, чем те, что заложены в этих проектах.
Другой путь – создание единой картины мира – в освоении фундаментальных категорий и “прочтении” их на конкретных уроках. Так, в Екатеринбурге участники мастерских слушали лекцию-диалог двух специалистов – о западной философии и русской литературе ХIХ века, о путях постижения жизни в науке и искусстве, о взаимных влияниях и типологических схождениях. Бесспорно, это работает не только на развитие профессионального потенциала учителя, но и на завтрашний урок, что-то на него из этой лекции обязательно придет.
Обычно в системе переподготовки царит жестокий прагматизм, к которому учителя привыкли и который упорно и порой агрессивно отстаивают. Я здесь не услышал: “Ну на кой мне Кьеркегор какой-то, когда я о нем никогда не скажу моим ученикам!” Во-первых, может быть, после лекции и скажут, а во-вторых, Чехов и Толстой предстанут уже совсем в ином свете. Участники мастерских говорили мне, что интегрирование знаний важно не только ради единения, но и для нового качества преподавания давно привычного.
Интеллектуально наслаждение присутствующих зримо обнаруживалось на обсуждении ведущими мастерских общей темы “Пространство и время как фундаментальные категории и как категории отдельных школьных дисциплин”. Оказывается, это не так уж заоблачно, стоит только определить перевод: пространство и время в литературе – это сюжет, в биологии – это особенности жизнедеятельности в определенном ареале и т.д. И было не очень ясно – собрание учителей перед нами или академический семинар. Это прекрасная примета времени, и Институт “Открытое общество” имеет к этому самое непосредственное отношение!
Я думаю, ни у кого не повернется язык спросить: что делает американский миллиардер Дж. Сорос в нашем образовании? Да просто предоставляет нам возможность строить нашу культуру на основе наших традиций, наших сегодняшних проблем. Впрочем, дадим слово участникам московских мастерских, куда сьезжаются тьюторы мастерских региональных.
В.па╡а╝онов, координатор программы “Переподготовка учителей-гуманитариев”, г. Самара:
“На этих мастерских идет отбор экспертов. Мы здесь выступаем как заказчики. В Самаре, например, очень крупная школа культурологии, и нам в меньшей степени нужно приглашать философов-культурологов, а вот по литературе очень важен такой взаимообмен специалистами. Когда учителя соотносят традиционные формы переподготовки с нашим проектом, они отмечают более высокий профессиональный уровень экспертов по сравнению с лекторами местных институтов повышения квалификации. Более того, здесь учителя не только знакомятся с новыми технологиями, но и выступают прямыми носителями идей, постоянно работая в режиме диалога. В будущем и должна преобладать педагогика выбора!”
В.А.лаза╡ева, тьютор по словесности, г. Новосибирск:
“Мы здесь получаем из первых рук не только самые, что называется, свежие знания, но и новейшие образовательные технологии. Система свободного полета, в которой оказываются учителя на мастерских Института “Открытое общество”, дает возможность раскрыть и реализовать те потенциальные способности и таланты, которые у него есть”.
И.А.баева, эксперт программы по психологии, г. Санкт-Петербург:
“Личность воспитывается личностью. И в психолого-педагогическом разделе своей программы мы акцентировали внимание на том, чтобы сделать максимальный вклад в развитие личности учителя, ставили задачу максимально психологизировать цели и средства образования. Мастерские открывают перспективу перехода к личностно-ориентированной дидактике, расширяют навыки диалогического общения коллег”.
Н.А.хохлов, руководитель программы, г. Новосибирск:
“Нашему обществу не хватает гуманистического гуманитарного сознания. Сегодня идет трудный процесс перелома. Будет просвет, если будет открытое гуманистическое, гуманитарное сообщество в школе. Мы на своих площадках быстро поняли, что гуманитарное учительство готово к этому сообществу и к такому гражданскому обществу, где личность защищена и имеет свое достоинство. Судьба России решается в школьных коридорах!”
Александр КНЯЖИЦКИЙ
Комментарии