search
main
0

Точка зрения

Базис общества

России срочно нужны учителя экономики

Вузы Российской Федерации недавно получили новые государственные образовательные стандарты, которые надо ввести в учебный процесс с 1 сентября 2000 года.

Меня как преподавателя основ экономической теории очень взволновало то обстоятельство, что в государственных образовательных стандартах недооценено значение экономических дисциплин в педагогических вузах. В пункте 6.1.2 государственных образовательных стандартов указано “…формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов) “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза…”.

Экономика – это базис общества. На его основе базируется и надстройка общества, которая в свою очередь оказывает влияние на развитие и совершенствование экономики. Поэтому формирование экономической и правовой культуры молодежи в процессе образования и воспитания – это требование жизни.

Формирование цивилизованного рынка в России объективно требует усвоение экономической теории прежде всего самой мобильной частью нашего общества – молодежью в процессе ее обучения в общеобразовательной школе, средних и высших учебных заведениях.

Ни в коем случае не умаляя значения изучения в вузах истории Отечества и философии, на мой взгляд, надо в качестве обязательных дисциплин в педагогических вузах включить в госстандарт также и основы экономической теории в объеме не менее 112 часов.

Студенты педагогических вузов с удовольствием изучают основы экономической теории. Эти знания помогают им в дальнейшем правильно ориентироваться в сложных социально-экономических процессах, разумно подходить к оценке экономической политики законодательной и исполнительной власти страны и, кроме того, формировать экономическую культуру своих учеников.

В США и других развитых странах мира экономику изучают с 1-го по 12-й класс. И это происходит в условиях созданного цивилизованного рынка.

В России изучение экономики в общеобразовательной школе – объективная необходимость. В ближайшие годы соответствующие государственные органы власти будут вынуждены ввести изучение экономики в общеобразовательной школе. А для этого потребуется подготовить большое количество учителей экономики. Выполнение этой задачи, на мой взгляд, под силу педагогическим вузам, в которых работают высококвалифицированные кадры преподавателей основ экономической теории, которые в своем большинстве окончили либо экономические вузы, либо экономические факультеты классических университетов и имеют ученые степени и звания.

Надежда на то, что в общеобразовательную школу пойдут работать учителями экономики выпускники экономических вузов и факультетов, маловероятна. Особенно это не реально для сельских школ. Следовательно, наиболее оптимальный вариант решения данной проблемы – подготовка учителей экономики с отрывом и без отрыва от производства в педагогических вузах.

Министерству образования РФ, видимо, следует, во-первых, срочно внести коррективы в государственные образовательные стандарты относительно места в них экономики, а во-вторых, стимулировать путем лицензирования право подготовки учителей экономики в педагогических вузах. Промедление тактики и стратегии в этом вопросе обернется в дальнейшем еще большими сложностями при его решении.

Алексей БЕЛОБОРОДОВ, кандидат экономических наук, доцент Таганрогского педагогического института

Таганрог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте