Начиная с 2009 года я выступаю руководителем одной из трех городских экспериментальных площадок, действующих на базе нашей гимназии №1505, – «Культурология как основа интегративного подхода к гуманитарному образованию в старшей школе». Деятельность на этом поприще позволила обобщить накопленный за время работы в гимназии опыт, апробировать различные методические разработки и в итоге сформировать целостную методическую модель.
Говоря о содержании образования в контексте данного эксперимента, стоит отметить, что культурология как образовательная дисциплина в гимназии не преподается. Скорее речь идет о методологии преподавания, согласно которой культура является своеобразным метатекстом. Кстати, по мысли М.М.Бахтина, смыслы текстов рождаются в диалоге культур, через соприкосновение с «чужим», «иным» смыслом. Диалог лежит в основе интерпретации и постижения смысла. Тут есть и иная сторона вопроса: гуманитарные знания имеют принципиально системный характер. На самом деле отдельные гуманитарные (исторические, филологические и другие) факты мало что значат. С успехом можно использовать факты, только объясненные, получившие свою более или менее убедительную интерпретацию с учетом исторического контекста.Однако у школьников навык интерпретации текстов развит крайне слабо, что сопряжено, в частности, с клиповостью и мозаичностью сознания, интеллектуальным инфантилизмом, доминированием наблюдения над рассуждением, то есть теми установками современной культуры постмодерна, которые есть у современных школьников. Совершенно ясно, что тот информационный мир, в котором мы во многом неожиданно для себя очутились, будет вносить свои коррективы в школьное образование. Поэтому задача школы – готовить человека по модели не того, что было, а того, что может быть. Ведь сегодняшние дети – это завтрашние взрослые, которые будут жить уже в совершенно ином мире. Таким образом, школа должна сочетать элементы консерватизма, основанные на традициях нашего образования и менталитета, с теми изменениями, которые появляются с развитием сегодняшней культуры.Культурология предполагает обучение исследовательской работе с различного рода текстами, в ходе которой каждый учащийся может увидеть различные модусы интерпретации – филологическую, историческую, искусствоведческую. А поскольку источником гуманитарной информации является текст, то школа должна в первую очередь обучать навыкам обращения с текстом.Если попытаться емко и кратко сформулировать, в чем специфика гуманитарного отношения к миру, то в качестве таковой выступает понятие «человек». А поскольку человек не является изолированным существом, то речь идет о совокупности людей, то есть социальных группах, об обществе в целом. Поэтому одна из целей образования (и данного эксперимента в частности) – научить школьников общаться и совместно выполнять общие для них задачи на основе полученных знаний.Реализация изложенной теоретической модели осуществляется в тесном сотрудничестве с гимназией №1514, гимназией №45, школой «Интеллектуал» на двух уровнях – внутришкольном и межшкольном. На первом уровне интеграция осуществляется в процессе работы над междисциплинарными учебными исследованиями и в рамках регулярных интегративных семинаров.Разработка и проведение интегративных семинаров относятся к числу приоритетных направлений деятельности гимназии.В качестве цели этих семинаров выступает формирование общекультурной идентичности учащегося старшей школы.Основные задачи семинара- формирование навыков анализа вербальных и невербальных текстов;- формирование навыка компаративного анализа;- освоение метода историко-культурной реконструкции;- моделирование целостного образа явлений культуры, значимых для формирования общекультурной идентичности.Работа на семинаре включает в себя не только аудиторные занятия, но и предполагает серьезную подготовку учителя и учащихся. Это обстоятельство потребовало разработки алгоритма подготовки и проведения интегративного семинара: выбор явления культуры; подбор текстов: – исторический (научный),- художественный (литературный),- кинематографический; составление проблемных заданий к текстам; домашняя подготовка учащихся к работе на семинаре; работа в малых группах; подведение итогов и оценивание работы учащихся.Сам процесс историко-культурной реконструкции включает в себя следующие элементы: – выбор артефакта (текста);- исторический контекст;- формальная атрибуция текста;- поиск точек удивления;- формулировка вопросов;- интерпретация/постижение смысла.Вот два наглядных примера реализации модели.Сравнение праздничной культуры США и СССР в период холодной войныВ качестве объекта исследования были использованы анимационные фильмы: «The Night Before Christmas» 1941 года (США) и «Когда зажигаются елки» 1950 года (СССР).Цель: определение маркеров идентичности «своего» и «чужого» в праздничной культуре США и СССР.Задачи: интерпретация невербальных текстов (анимационных фильмов); компаративный анализ текстов; моделирование систем ценностей; выявление идеологического контекста.Примерная схема анализа – в таблице. Государственная символика как текст культурыЦель: реконструкция образа идентичности гражданина СССР посредством сравнительного анализа государственной символики СССР и РФ.Методика работы с текстом тип текста; время создания; автор/заказчик; исторический (социокультурный) контекст; адресат; замысел/функция; структурная композиция; лексика/терминология.В качестве культурных текстов анализировалась государственная символика СССР и РФ: государственные флаг, герб, гимн и паспорт гражданина СССР и РФ.Особое внимание уделялось сравнительному анализу текстов извлечения из Положения о паспорте… советского и российского паспортов.Антон МОЛЕВ, учитель истории и обществознания московской гимназии №1505, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»Извлечение из Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. 1. Паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик является основным документом, удостоверяющим личность советского гражданина.5. Действие паспорта не ограничивается сроком. По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел вклеиваются в паспорта новые фотографические карточки, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имеющие таких фотографических карточек, являются недействительными.6. Граждане подлежат… прописке по месту жительства, а также прописке или регистрации по месту временного проживания…12. Обмен паспортов производится в случаях: а) перемены фамилии, имени, отчества; б) установления неточности в записях; в) негодности для пользования.18. Об утрате паспорта гражданин должен немедленно заявить в органы внутренних дел…21. Запрещается изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных законодательством СССР, а также прием и передача паспортов в залог.23. Граждане, изменяющие место жительства, а также выбывающие в другую местность на временное проживание на срок свыше полутора месяцев, кроме выбывающих в командировки, на каникулы, на дачу, на отдых или лечение, обязаны выписаться перед выбытием.26. Граждане, подлежащие прописке, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия сдать документы на прописку…34. Граждане, обязанные иметь паспорта, за проживание без паспорта или по недействительному паспорту, а также граждане, проживающие без прописки или регистрации, подвергаются в административном порядке предупреждению или штрафу… Такую же ответственность несут граждане за умышленную порчу паспорта, а также за небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату.Извлечение из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются – граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.5. …По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте также производятся отметки о его группе крови и резус-факторе. 6. …Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.7. Срок действия паспорта гражданина:- от 14 лет до достижения 20-летнего возраста;- от 20 лет до достижения 45-летнего возраста;- от 45 лет бессрочно. 17. Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел.22. Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Вопросы к тексту:Какова форма государственного устройства в СССР/РФ?Какова форма правления в СССР/РФ? Какие предположения можно сделать о политическом режиме в СССР/РФ?
Комментарии