Hемало примеров неэффективного, дисгармоничного развития школ найдется в Иркутской области, тех школ, которые словно бы с самого своего “детства” нацелены на подготовку ребенка как лишнего, неприспособленного члена общества. Анализ деятельности таких школ в Ангарске, Иркутске, Байкальске и в других территориях подводит нас к выводу, что без основы на научную концепцию определялось в них генеральное, стержневое направление развития педагогического коллектива, система повышения квалификации педагога, без учета требований НОТ формировалась материально-техническая база школы, ее предметные, специализированные кабинеты, некрепкий, нерациональный фундамент закладывался под систему детского соуправления… Развитие, вживление того или иного явления в школе начиналось либо по требованию, распоряжению районного или городского отдела образования, либо идея заносилась в школу спонтанно, случайно и на чуждой, “неудобренной” почве она нередко произрастала сорняком или же умирала, не поддержанная, не развитая педагогами. Еще хуже, когда программа развития школ области разрабатывается без опоры на диагностические исследования, когда она составляется, что называется, на глазок. “Не знаешь брода – не лезь в воду”, – говорит старина. Педколлектив, не зная с точки зрения науки, что такое его школа, каковы ее особенности, берется за первые попавшиеся идеи, “лезет в воду” и “топит” идею. Реформа школы оборачивается антиреформой, топтанием на месте. Хорошо, если внедрение идеи или идей пройдет без скандалов, пошлого выяснения отношений, раскола коллектива на “красных” и “белых”, на “болото” и “кочки в этом болоте”. Хорошо, если без серьезных потерь и тряски люди откажутся от чуждого их школе внедренческого материала. Но ведь чаще всего так называемое развитие оборачивается расколом, трениями, дисгармонией в межличностных отношениях, снижением качества учебного процесса. Примеры? Есть! И много. Но мы о них промолчим: зачем выносить мусор из изб: на наших улицах и без того грязно.
Встречаются, однако, и другие ситуации в драмах неверного развития школ области. Например, в школе все же проведена серьезная диагностика, на ее основе определены пути развития, намечены конкретные мероприятия, они успешно выполняются. Но проходит какое-то время, к примеру, 2-3 года, и для постороннего глаза становится очевидно, что в этой школе затормаживается развитие, что повторяются удачные ходы, которые в новых условиях, когда педколлектив уже находится на принципиально иной высоте своего развития, дают просто-напросто холостые обороты, не обогащают процесс развития школы, и школьная жизнь по существу топчется на месте. И педагоги, администраторы, ослепленные прошлогодними успехами, не понимают, что идея, на которой строилась программа развития их школы, требует подпитки, подкормки, переосмысления. Чаще всего неподновленная, необогащенная извне идея отмирает сама собой и исчезает из поля зрения педагогов. Но случается, что она, умершая, гниет и отравляет то, что должно на ее месте развиваться, – коллективам таких школ уготованы деградация, развал.
Но тысячекратно грешно, когда педколлективы, администраторы окунаются с головой в модные педагогические течения, нахватаются блестящих верхушек различных инновационных идей, нарядят ими, как новогоднюю елку игрушками, учебный и воспитательный процесс своих школ и самодовольно взирают на “елку” – хоть песенки пой; а сути дела толком не понимают. Конечно, сейчас свободнее с выбором педагогических идей, новаций, направлений в развитии школ, но – надо же думать, черт возьми! Надо вникнуть, вгрызться в твердоту идеи, которая вам понравилась! А у нас часто как?.. Да вот как: например, очень модно сейчас учить детей в начальной школе по методическим системам Эльконина, Давыдова, Занкова. Это методики развивающего обучения, учитывающие интеллектуальное и психическое развитие младшего школьника, нацелены на привитие элементов творческого мышления… Немало мы знаем в Иркутской области педагогов, творчески, толково вживляющих в свой опыт развивающую методику. Но порой с такой бестолковщиной столкнешься, что – батюшки, батюшки мои!
В одной школе, под Иркутском, три года проходит эксперимент: внедряют, как они говорят, Занкова. Дирекция никого не пускает на урок к учителям-внедренцам, оберегает их от сглаза и везде трезвонит: эксперимент, эксперимент! Да так громко возвещает о столь великих делах, что не слышно робких и неуверенных голосов критики со стороны родителей, которые мало-мало проверяют знания своих детей и обнаруживают – ни в том, ни в другом бедные их деточки ни бум-бум. Дирекция озабоченных и особо настойчивых мам и пап успокаивает: через два года все будет прекрасно, ваши дети будут творческими людьми… Одна родительница не выдержала, забрала своего ребенка из этой школы, в другую пристроила, в которой тоже Занков, но, как выяснилось, другой: дети с реальными знаниями, позволяющими им успешно обучаться в средних классах. Учительница проверила навыки и умения новичка и ахнула: умненький мальчонка, а к третьему классу толком писать, считать и читать не умеет. Сходила в ту школу, в которой учился ее новенький; ее не пустили на уроки и об’явили ей, что она не понимает Занкова, что развивающее обучение – это прежде всего развитие ребенка, его творческих задатков… Наговорили много умных слов. “Так как же, милые, вы собираетесь развивать без знаний и умений?” – спрашивает у них наивная учительница. “Это дело наживное”, – отвечают ей ярые занковцы.
Таких историй немало по Иркутской области. Наблюдаемое сейчас снижение качества знаний у школьников, падение интереса к учебе происходят, уверены, не только потому, что рухнул, как взорванная скала, престиж образования, что вольнее стали нравы и шиворот-навыворот обернулись традиции российского жизнеустройства, а еще и потому, что бездумно мы беремся за многое новое, будь то педагогика или экономика, не отмеряем семь раз, а сразу режем, толком не осваиваем старое, нажитое десятилетиями, гноим его в амбарах головотяпства, и частенько, кроме конфуза и потехи, на весь мир ничегошеньки-то не выходит. А точнее, выходит то, о чем поют дети в известной веселой песенке:
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая…
Так и у нас, у взрослых, с нашими художествами: криводелие да кривомыслие рождаем мы своим тщеславным педагогическим модничаньем. А страдает ребенок.
Александр ПОПОВ,
старший методист ИПКРО
Иркутск
Комментарии