Александр Геннадьевич Данилин – писатель, философ, врач-нарколог, заведующий наркологическим отделением московской наркологической больницы № 17. Его пациенты не только взрослые, но и подростки, дети. В сотрудничестве с Министерством образования РФ он и его супруга Ирина Владимировна Данилина создали антинаркологическую профилактическую программу «Независимое поведение». Очные занятия со школьными психологами и учителями Данилины проводят бесплатно. Выйти на них можно через сайт интернета «Нет – наркотикам».
– Александр Геннадьевич, с детьми какого возраста следует, на ваш взгляд, начинать профилактику наркозависимости?
– С шести – семи лет. Специалистам по глубинной психологии известно, что в этом возрасте интеллектуальные знания становятся источником чувственного удовольствия. И значит, правильно поданная информация о наркотиках сможет надолго удовлетворить любознательность детей. Они не перейдут к опытам над самими собой.
– А что значит «правильно поданная информация»?
– Опыт профилактики наркозависимости российских школ показывает, что все дети ценят спокойный тон разговора о наркотиках. Что они лучше принимают лекции знакомых педагогов, которым доверяют, нежели чужим людям. Что больший эффект дают тренинговые техники. Что 72% всей информации школьники получают из СМИ. В основном – из телевизионных передач. Это позволяет использовать на занятиях отрывки из телепередач. Но у нас есть и свое «ноу-хау». В рамках программы «Независимое поведение» для начальной школы мы предлагаем двухкомпонентный подход к детям. Первый компонент – книжки-комиксы. Что в них? Стимульный материал: фотографии, рисунки. Учитель занимается с ребятами всего пятнадцать минут два раза в год, осенью и весной. Лучше на уроках природоведения, когда изучается жизнь растений.
Этот стимульный материал помогает детям лучше запомнить некоторые приятные и неприятные эмоциональные состояния, связанные с понятиями наркотиков.
– Какие? Вот тут у вас в книжке помещены фотографии наркотических грибов и растений. А здесь изображено море. С какой целью?
– Галлюциногенные грибы нарочно сфотографированы «неприятно», а вид моря, наоборот, успокаивает. Изображение внутренних органов человека связано с картинкой руки, потому что многие наркоманы «колются». А психологам известно, что анатомические картинки у детей младшего школьного возраста вызывают отвращение. По нашему замыслу, ребенок, внимательно и неторопливо рассматривая книжку, должен будет сам решить, как он счастлив сегодня, потому что здоров и красив. Учитель будет лишь ненавязчиво направлять учеников: «Посмотрите, как меняется человеческий взгляд под воздействием наркотиков. Наркоман больше не восхищается природой. Родная семья кажется ему противной и чужой».
Второй компонент профилактики в младшей возрастной группе – это уроки прекрасного. Они продолжаются не менее 20 минут и проводятся раз в неделю. Детишки должны научиться концентрировать свое внимание на прекрасных полотнах живописи, традиционных образах и символах того этнокультурного пространства, к которому они принадлежат.
– Но почему вы рекомендуете учителю не «гнать материал»?
– Потому что главная задача учителя – добиться «рефлекса удовлетворения», который описал Иван Павлов. Надо суметь насытить любознательность ребенка. Но этого мало. Мы все, взрослые и дети, узнаем ежедневно массу новой информации. Однако даем ли мы себе и им время ее осмыслить?
Мой собственный опыт врача-нарколога говорит: внутри процессов воспитания и образования должна быть фаза, когда ребенок отрешается от внешнего мира для того, чтобы осмыслить услышанное или прочитанное. Психологи еще в начале двадцатого столетия доказали, что один раз в течение девяноста минут необходимо забыться, уйти от потока информации и перенести свое внимание на внутренние ощущения. На своих занятиях я так учу детей и взрослых вхождению в это состояние: зажигаю свечу, прошу поудобнее устроиться, отложить в сторону ручки и тетради, смотреть только на пламя, ни о чем не думать. Так что через две минуты моим пациентам начинает казаться, что, кроме образа этого пламени, в них уже ничего нет. Но это не так. Оказывается, именно в эти несколько минут полученная ранее информация раскладывается у человека где-то там, глубоко внутри него, по «полочкам», по «файлам». Так мы – взрослые и дети – «перевариваем» полученные нами знания. Они как бы сортируются на понятные сфере нашего «бессознательного» элементы.
Нильс Бор, великий датский ученый, говорил, что вечно спешащему человеку для того, чтобы он не свернул себе шею, необходима «лавочка в аллее парка, на которую он может сесть и подумать в тишине». А великий русский философ Михаил Бахтин выразился на этот счет так: «Для того чтобы что-нибудь понять, нужно по отношению к понимаемому процессу занять «позицию вненаходимости». Они знали, о чем говорили!
Но концентрировать внимание, дабы настроить себя на какие-то гениальные открытия, можно не только с помощью пламени свечи. Вполне можно заменить ее прекрасной, притягивающей взгляд картиной или классической музыкой. Лишь бы она вытеснила из человека, хотя бы на пять минут после полутора часов вчитывания в разного вида информацию, остальные мысли. Дело в том, что концентрация – это естественное состояние человека; координата, полярная столь же естественному состоянию бодрствования. Но мы и наши дети в суете жизни забываем об этой очень важной способности. Или же неправильно ею пользуемся. Более того, если на уроке ученик вдруг задумается, станет рассеянным, отрешенным, его бранят. А ведь еще Эрнест Л.Росси открыл, проведя свои нейрофизиологические исследования, что если в течение девяноста минут человек не отрешится от действительности, он не сможет активно функционировать дальше!
– То есть человеку необходимо побыть наедине с собой? Но если эта потребность так велика, что будет с ребенком, если не научить его отрешаться от суеты будних и тяжелых дней с помощью книг, музыки и других произведений искусства?
– Вот тут мы и дошли до главного. Когда ребенок чувствует в себе потребность забыться, перед ним встают два пути. Он может либо «выпасть» из социума и оказаться в своем внутреннем мире или же просимулировать свое отрешение с помощью курения, алкоголя и наркотиков. Задача педагогов – научить ребенка отрешаться от внешнего мира с помощью его собственных душевных сил, а не психоактивных препаратов. Моя многолетняя практика врача доказала, что первой потребности в табаке, алкоголе и наркотиках можно противопоставить умение детей получать удовольствие от прекрасного или молитвы, если ребенок религиозен.
Философам, ученым и людям искусства хорошо известно состояние, описанное Фазилем Искандером: «Только тот, кто думает, может до чего-нибудь додуматься. Чтобы думать, надо выпадать из жизни. Дар философа – есть дар выпадания из жизни при сохранении памяти о ней». То есть дар впадания в легкий транс на очень короткое время. Когда достаточно изменить позу, чтобы из него выйти и перейти в состояние бодрствования.
– Трудно не согласиться с тем, что антитеза наркотикам – наслаждение искусством. Но почему именно «бессознательное» человека становится зоной его встречи с самим собой, со своей человечностью?
– В 1911 году наш замечательный мыслитель Василий Розанов, не будучи на 100 процентов религиозным, нарисовал, однако, некую схему в виде песочных часов. Верхний треугольник означал человека: все мы приходим в наш мир из загадочной бесконечности. Нижний – Бога, пришедшего на встречу с человеком из Своей бесконечности. Точка пересечения треугольников и была в рисунке местом концентрации человека, точкой его отрешения и одновременно принятия в себя Бога, его помощи, его мыслей, его идей творческих. Некоторые философы называют Бога «бессознательным» в человеке. Кому как нравится. Важно, что так называемая точка Розанова – ворота, за которыми хранится возможность человека осознать свое высшее предназначение, испытать себя в творчестве. Если же культура, писал Розанов, не позволяет человеку возможность «сузить свое общественное «Я» до точки, через которую только и может пройти луч от Бога», то человек попытается найти это место неосознанно. И тогда вполне может прийти к наркотикам.
Возможно, это трудно понять сегодня, после того как мы более семидесяти лет подходили к человеку с упрощенными мерками. Но опыт подсказал мне, что именно таких разговоров о глубинном и присущем человеку от рождения не хватает нашим подросткам, юношам и девушкам. Ведь хотя мы и нацеливаем свою антинаркотическую профилактику на учеников «группы риска», в этой группе подчас оказываются рядом с детьми улицы, беднейших слоев населения дети интеллигенции, педагогов и врачей в том числе. Спрашивающие, зачем они пришли в мир, и не находящие ответов.
Так что приходите вечером по средам на наш сайт «Нет – наркотикам». В прямом диалоге отвечу на все ваши вопросы.
Комментарии