Ты мечтаешь о дальних полетах
И о трассах в космической мгле,
Но пока что проект твоего звездолета
Лежит на чертежном столе.Владимир Войнович
В школе №763 в рамках кружка «Юный архитектор» уже пятый год реализуется авторская программа по черчению «Четкая линия», рассчитанная на воспитанников 7 лет. Ее цель – расширение пространства детской реализации на дошкольном уровне. Программа дважды была представлена в профессиональных конкурсах Городского методического центра.
Традиционно графические навыки у воспитанников старшего возраста формируются при выполнении заданий на листе бумаги в клетку. В рамках же данной работы дети имеют возможность выполнять построения на нелинованной бумаге. Это, с одной стороны, делает задачу более трудной, с другой – не ограничивает ее выполнение разметкой листа.
Тематика заданий для дошкольников самая разнообразная, начиная от простейших геометрических фигур (точка, прямая, отрезок), усложняясь к многоугольникам. И как вершина мастерства – построение сложных объектов, состоящих из нескольких частей и требующих от детей максимальной концентрации внимания. Одними из наиболее востребованных объектов являются, безусловно, космические и летательные аппараты.
Сначала на занятиях кружка ребята конструируют модели, используя разнообразные конструкторы. Оснащение дошкольных корпусов позволяет применять разные их типы: магнитные, каркасные, с замковым типом крепления, с подвижными элементами. Имеется даже комплект программируемых лего-конструкторов с датчиками движения. Такая работа требует предварительной подготовки: рассматривание иллюстраций и фотографий, чтение специальной литературы, просмотр образовательных видеофильмов, посещение планетария в школьном корпусе.
Далее дошкольники приступают к выполнению построений. Конечно, чертеж будет схематичным, содержащим только основные, самые крупные, элементы. Так ведь и инженеры пока невелики! Главное – показать на деле, как из идеи получить реальный объект, дать в руки детям способ реализации задуманного, сформировать первичные навыки выполнения геометрических построений.
Современные техники и оборудование способствуют индивидуализации процесса дошкольного образования. Выстраивая работу за столами с целью обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала среды, расширения перечня использованного оборудования и повышения интереса детей к выполняемым заданиям, мы используем графические доски формата А3 с чертежным узлом.
Такая работа позволяет сформировать у детей 6-7 лет начальные знания и умения, необходимые для жизни в мегаполисе, самореализации и позитивной социализации в современном мире, а также приобрести первичный опыт конструктивно-технической деятельности с использованием профессионального оборудования. Программа по черчению написана с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, а также пропедевтики изучаемых понятий геометрического блока, расширения доступных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Все это способствует ранней инженерной подготовке воспитанников.
Как знать, возможно, кто-то из наших ребят проделает сложный путь от нарисованной в детском садике ракеты к действующему летательному аппарату, способному к освоению другой планеты.
Мария ВЕСЕЛОВА, педагог-организатор школы №763
Комментарии