Начальная школа в образовательном процессе всегда являлась, пожалуй, самым ответственным этапом. Ведь именно от того, как начнется учеба, насколько она вовлечет и заинтересует пусть уже и первоклассника, но еще совсем ребенка, будет зависеть все дальнейшее его образование.
Очень хорошо, что сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу, но в первую очередь учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе.
Стараясь учесть и взять за основу именно эти составляющие, издательство «Дрофа» подготовило УМК «Классическая начальная школа». Это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.
Почему предлагаемая модель является классической? Потому что особенность комплекта заключается в органическом соединении традиционной методики, развивающей системы обучения, современной психологии и новейших подходов к решению методических проблем. При подготовке всех входящих в комплект учебников и вспомогательных материалов к ним использованы все лучшие наработки, накопленные отечественной методической наукой.
Авторами учебников являются известные методисты и ученые, оказывающие серьезное влияние на становление современного начального образования. Дидактическую основу учебных пособий составляют классические принципы дидактики – важнейшие теоретические положения, проверенные многолетней практикой. При этом, опираясь на надежный фундамент отечественной теории обучения, авторы «Классической начальной школы» строят свой комплект с учетом современных тенденций развития образования.
Цель любого учебно-познавательного процесса – максимально полное обеспечение ребят информацией, навыками и умением, необходимыми для их дальнейшей учебы, формирования кругозора и духовности. Для ее реализации авторы комплекта сформулировали основные принципы, на которые ориентированы все учебные предметы:
каждый ребенок должен быть успешен;
каждый ребенок должен реализовать свое «Я»;
каждому ребенку необходимо обеспечить возможность содержательного общения со сверстниками и взрослыми.
По сути, речь идет о современных курсах, опирающихся на педагогику сотрудничества. Совместная развивающая деятельность взрослых и детей, их взаимопонимание, достижение результатов и анализ проделанного вместе и являются составной частью педагогической системы, которую реализует комплект «Классическая начальная школа». Такая технология обучения нацелена прежде всего на то, чтобы помочь младшему школьнику наиболее полно реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность; воспитать и укрепить в нем те качества личности, которые необходимы в общении, в ходе выполнения совместных дел; суметь сохранить эмоциональность и душевную открытость каждого учащегося.
К факторам, определяющим эффективность предлагаемых подходов к обучению, относятся:
особенности содержания и логики построения курсов, способствующие интенсивному развитию их мыслительных операций;
ориентация на активные методы обучения, используя которые ученик получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности с другими детьми и учителем, либо самостоятельно;
использование в качестве главной движущей силы учения радости творчества, ощущения своего роста, совершенствования и уверенности в себе.
Под основной задачей обучения младших школьников авторы комплекта понимают формирование прежде всего теоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения. Но формировать их на «пустом месте» нельзя, так как, по выражению П.П.Блонского, «пустая голова не мыслит». Очевидно, что в ходе работы у детей будет накапливаться и чувственный опыт, создающий надежную базу для перехода от наглядно-образного к понятийно-логическому мышлению.
В младших классах наряду со знаниями важная роль отводится умениям и навыкам. В процессе обучения они становятся средством развития личности. Именно овладение такими навыками, как чтение, письмо, счет, становится фундаментом для дальнейшего успешного обучения и является одной из базисных задач данного комплекта. При этом главный результат обучения авторы видят в формировании способности ученика уметь пользоваться этими знаниями в разных ситуациях. Поэтому комплект «Классическая начальная школа» дает возможность учителю систематически стимулировать ребенка к самостоятельной деятельности.
Иллюстрации учебников разнообразны, многоплановы и многофункциональны. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность детей, учат их анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, сравнивать и абстрагировать. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой -запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Тщательно продуманный методический аппарат учебников предусматривает уровневую дифференциацию обучения.
Рабочие тетради составлены в четком соответствии с темами учебников. Они содержат материал, способствующий лучшему пониманию явлений и процессов окружающей действительности. Это поможет ребятам более полно и глубоко усвоить изучаемое. Кроме того, использование тетрадей на уроках и дома позволит учителям регулировать нагрузки, избавляя учеников от несущественных записей. Содержание рабочих тетрадей удачно структурировано, сопровождено необходимыми условными обозначениями и детально продуманным аппаратом ориентировки. В них широко представлены задания творческого характера, дающие возможность проявить и развить гибкость, критичность и вариативность мышления. А всевозможные игры, кроссворды, шарады сделают как домашние, так и школьные занятия более яркими и эмоциональными.
В пособия для учителей включены программы конкретного класса и методические рекомендации по преподаванию курса. В них подробно раскрыты общие концептуальные положения, лежащие в основе построения каждого учебного предмета, и методические подходы к изучению программного материала. Учителям не только дается общее представление о содержании изучаемых тем, но и описываются оригинальные методики, формы и приемы обучения, которые авторы рекомендуют использовать при изложении учебного материала. В ряде случаев приведены сведения теоретического характера, дополнительный разъясняющий и информационный материал, знание которого позволит педагогам почувствовать себя увереннее в ходе организации работы по формированию сложных понятий.
Комплект «Классическая начальная школа» состоит из нескольких курсов, выстроенных на описанных выше психолого-педагогических основах.
Филологический блок в концепции обеспечивается учебно-методическими комплектами по чтению и литературе (О.В.Джежелей), письму и каллиграфии (Н.Г.Агаркова) и русскому языку (Т.Г.Рамзаева). В процессе обучения родному языку реализуются в единстве три ведущих направления: 1) чтение и литература; 2) письмо и русский язык; 3) устная и письменная речь. Учебный материал по периодам обучения распределяется на основе системно-концентрического принципа, что позволяет изучать его крупными блоками с учетом всех подсистем языка и речи.
Цель курса «Чтение и литература» (О.В.Джежелей) – формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом, знакомство с детской литературой и создание на этой основе предпосылок к общему и литературному развитию, культуре коммуникации, реализации творческих способностей, а также гарантии плавного перехода к изучению систематического курса литературы в средних и старших классах.
Обучение первоначальному письму и выработка полноценного графического навыка осуществляется на основе программы «Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк», учебного пособия «Прописи» и книги для учителя «Обучение первоначальному письму» (Н.Г.Агаркова). В период обучения письму первоклассники овладевают основными мыслительными операциями, которые формируются также и на материале других предметов и постепенно, по мере накопления опыта, трансформируются в их умение учиться.
Методическая концепция Т.Г.Рамзаевой заключается в развитии младшего школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Родной язык рассматривается не только как предмет изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, следовательно, его изучение связано с формированием общеучебных умений.
Цель нового курса «Математика», созданного Э.И.Александровой, – научить ребенка думать. Программу с уверенностью можно назвать классической, так как непреходящей ценностью в ней является ребенок, а кроме того, автор опирается на труды классиков-психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и других ученых.
Ориентация на развитие ребенка предполагает опору на активные методы обучения. Это означает, что знания не даются младшим школьникам в готовом виде, ребята получают их в совместной деятельности с одноклассниками и учителем. Учебные ситуации, созданные автором, воссоздают прежде всего исторические условия происхождения понятия, которое подлежит усвоению.
Новый подход к обучению математике позволит уделить внимание каждому ребенку, заинтересовать всех детей, научить их думать и, как результат, повысить качество математических знаний.
Курс «Мир и человек» (А.А.Вахрушев и другие) имеет экологическую направленность. Основной целью этого курса является воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной целостной картиной мира. Данный курс развивает у детей способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой опыт. Одновременно формируется гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику существования жизни на Земле.
В курсе «Введение в историю» (Е.В.Саплина, А.И.Саплин) реализуется историческое содержание образовательной области «Обществознание». Ученики входят в мир истории через вещно-материальную среду (жилище, одежда, предметы быта, деньги и др.), учатся видеть историю «вокруг себя» (в семье, родном городе). События отечественной истории показаны через деятельность государственных правителей, полководцев, путешественников, изобретателей, художников, архитекторов и музыкантов. В результате дети знакомятся с событиями из истории Отечества, памятниками культуры, национальными традициями, получают представление о жизни наших предков в разные исторические эпохи.
Курс «Изобразительное искусство» (В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина) ориентирован на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.
Цель курса «Музыка» (В.В.Алеев, Т.Н.Кичак) для четырехлетней начальной школы заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Курс выстроен на основе интеграции с предметами гуманитарно-эстетического цикла, разработан с учетом возрастных особенностей учеников младшего школьного возраста, принципов систематичности, доступности и наглядности обучения. Он дает ученикам возможность творческого самовыражения, проявляющегося в различных формах исполнительской деятельности: хоровом пении, пластическом интонировании, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации.
Цель курса «Своими руками» (Н.А.Малышева) – развитие личности школьника, его интеллектуальных, конструкторских и художественных способностей с учетом индивидуальности, раскрытие его творческого потенциала. В доступной и наглядной форме детям предлагаются простейшие технологии по обработке искусственных и природных материалов, которые они используют в дальнейшем в своих композициях, конструкциях и проектах. Ребята смогут окружить себя играми и игрушками, выполненными своими руками, оформить интерьеры школы и дома, а значит, будут уважительно относиться к труду человека.
Вот так, в одном комплекте, опираясь на лучшие педагогические традиции и современные технологии, оказалось возможным объять на первый взгляд необъятное. Это то, что так необходимо узнать маленькому школьнику, что заложит основу и станет фундаментом всей его будущей жизни. Теперь слово учителю, который проведет своего ученика по удивительному миру знаний, за родителями, которые всегда будут готовы помочь своему ребенку, да и за самим школьником, который захочет все это узнать.
Комментарии