В Петроградском районе Санкт-Петербурга уже несколько лет проводится педагогический форум. В этом году он состоялся в девятый раз и удивил необычной темой. Гостям и участникам предложили рассмотреть «Образование для жизнестойкости: точки опоры, фокусы внимания, практики поддержки».
Нужно отметить, что Петроградский педагогический форум, который проводят отдел образования и Информационно-методический центр (ИМЦ) Петроградского района, год от года становится популярнее. В этот раз на участие в нем зарегистрировались более тысячи человек, в том числе педагоги из Свердловской области и Екатеринбурга.
Кроме того, как пояснила начальник отдела образования администрации Петроградского района Юлия Мезенцева, нынешний форум отличает масштабность. В 20 учебных заведениях района были организованы образовательные площадки, и в течение целой недели на них могли представить свой опыт самые разные педагогические команды.
Что касается темы форума, то Юлия Мезенцева назвала ее своевременной. По ее словам, в определенных дополнительных ресурсах сегодня нуждаются все: и педагоги, у которых наблюдаются признаки профессионального выгорания, и родители, многие из которых находятся в стрессовой ситуации, и дети, от которых невозможно скрыть тревожное состояние взрослых. Форум призван показать продуктивные способы взаимодействия всех участников образовательного процесса, чтобы люди могли помочь друг другу и найти точки опоры для дальнейшего развития.
Идейный вдохновитель форума кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ, научный консультант Программы развития системы образования Петроградского района Светлана Баронене в свою очередь поделилась с коллегами предысторией рождения темы «Образование для жизнестойкости». Когда в конце 2023 года речь зашла о выборе темы, среди членов Координационного совета по инновационной деятельности и стратегическому развитию системы образования при администрации Петроградского района вдруг повисла долгая пауза, и кто-то заметил, что, может быть, и не нужно ничего проводить, никто ни за чем не успевает, человек перестал управлять своим временем и задачами – они уже управляют им. И стало понятно, что именно с этим и нужно учиться справляться, проживать эти ситуации, находить силы двигаться дальше. То, что выбор темы был правильным, подтвердили и итоги опроса, проведенного газетой «Коммерсантъ». Так, словом-доминантой в 2023 году стало «выгорание», и более 40% россиян признались, что причиной этого выгорания являются стресс и конфликты в команде.
Чтобы вернуться в состояние жизнестойкости, по мнению автора метода «Модель осознанного действия», эксперта Mental Health Foundation (UK) по направлению «Mindfulness» Андрея Пулина, необходимо прежде всего привести в порядок мысли, поскольку мысли руководят телом. Для этого существует ряд эффективных практик, и одну из них на открытии форума эксперт продемонстрировал залу, предложив отрешиться от внешнего и заглянуть во внутренний мир.
Еще об одном ресурсе для жизнестойкости рассказала выпускница проекта «Учитель для каждого» Мария Войнова. Опыт участия в данной программе, где основной целью было привлечение в региональные школы сильных, творческих педагогов, показал, что, работая в системе «человек – человек», важно остаться человеком. Поэтому необходимо создавать среду взаимной поддержки в команде, формировать горизонтальные связи. Это дает возможность не оставаться в одиночестве, получать и самому оказывать своевременную помощь.
Практикоориентированность – еще одна отличительная особенность Петроградского педагогического форума. Как рассказала директор ИМЦ Петроградского района кандидат педагогических наук Татьяна Модестова, на образовательных площадках было предусмотрено множество активностей. В секционной части открытия форума руководители и педагоги работали в командах, определяли проблемы в профессиональной деятельности, которые снижают жизнестойкость, и искали способы их решения.
Также участники форума могли посетить тренинги, семинары-практикумы, игровые семинары, образовательные путешествия, ТИЧБУРГ – город профессионального роста педагогов, мастер-классы, командные интеллектуальные игры, квесты. В ходе форума состоялись встречи, где педагоги и управленцы могли не только поделиться опытом и идеями, но и попробовать обнаружить собственный ресурс для обретения устойчивости и равновесия.
По словам руководителя лаборатории образовательных инноваций Дворца детского творчества Петроградского района кандидата психологических наук Татьяны Костиной, педагоги – профессионалы своего дела. Их не надо учить тому, что они умеют и хорошо делают, а вот поддержать личностно и социально для того, чтобы сплотить, дать возможность поделиться своими переживаниями и найти новые смыслы, – это самое ценное, что может предложить форум.
Интересно, что сами педагоги нечасто признаются в том, что испытывают усталость, однако в приватной беседе некоторые из них поделились поводами, из-за которых приходится нервничать. К примеру, одна из воспитателей детского сада сказала, что ее тревожит, когда родители демонстративно не включаются в работу. Воспитатель задает им вектор действия, но ему не следуют, и партнерство не выстраивается. Получается, что педагог предлагает сотрудничество, но отклика нет, а есть сомнения в его компетентности. Также часть родителей детей из старшей группы сами учат ребят писать, и этим не только принижают результат работы воспитателя, но и наносят вред ребенку, поскольку в школе его приходится переучивать.
Что касается управленцев, то в их деятельности тоже бывает немало стрессовых моментов. Как сказала руководитель одного из образовательных учреждений, частая непростая ситуация – сделать правильный выбор в сжатые сроки. На директоре, заведующем лежит большая ответственность, это, конечно, держит в тонусе, но и сил отнимает достаточно.
Многие участники подчеркивали, что не только оригинальные методы и практики, но и само общение на форуме воодушевило, позволило обрести уверенность и стало источником радости. Ведь, как точно подметила одна из педагогов, иногда жизнестойкость проявляется в том, чтобы просто продолжать идти вперед, несмотря на кризис.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург
Комментарии