Зачем школьнику дизайн, если он не собирается становиться дизайнером? Помогает ли дизайн в освоении школьных предметов? Что происходит, когда в школе работают не учителя, а представители профессионального сообщества? Опыт единственной в России школы дизайна «Точка» дает ответы на все вопросы.
«Точка» является одним из двенадцати уникальных учебных заведений Перми, работающих по системе «школа + профессиональное сообщество». Система уникальных школ – пермское новшество. Ее работа уже доказала высокую эффективность такого обучения и продемонстрировала широту возможностей для профессионального самоопределения школьника. «Точка» сотрудничает с первоклассыми пермскими дизайнерами, архитекторами, художниками, специалистами в области инжиниринга и IT. Школа считает своей миссией создание условий для развития у детей дизайн-мышления. Ученики не обязаны выбирать профессиональный путь дизайнера. Дизайн-мышление пригодится в любой выбранной специальности как универсальный инструмент для достижения успеха.
Начало работы «Точки» связано с именем известного дизайнера Эркена Кагарова, который стал первым художественным руководителем школы. Именно он привлек к сотрудничеству знаменитых дизайнеров из Перми и других городов России. Уникальная среда «Точки» и образовательная программа создавались при их участии.
Дизайн-образование доступно школьникам с 7‑го по 11‑й класс, его ведут практикующие специалисты, а не преподаватели в области допобразования. Это дает ребятам возможность узнавать секреты дизайна из первых рук и осваивать навыки под руководством опытных профессионалов-практиков.
Основа образовательной программы – дизайн-проектирование. Кроме этого, в учебном плане предусмотрены такие дисциплины, как «Спецрисунок», «Цифровые технологии», а также вариативная часть «Дизайн-погружение»: участие детей в выставках, мастер-классах, профильных программах и фестивалях.
В 7-10‑х классах ученики дважды в год выполняют проекты по разным направлениям. Это предметный, графический дизайн, объемно-пространственное проектирование, арт- и цифровые технологии, предпринимательство, фото, видео и др. Каждые полгода ребята представляют свои проекты на просмотр, где собирается вся школа.
У каждого класса раз в неделю есть свой день дизайна. В эти дни в расписание школьников встраиваются занятия, связанные с дизайном.
Экспозиции внутри школы состоят из работ ее учеников. В 10-11‑х классах ученики выполняют дипломные проекты, получая кейсы от реальных заказчиков – культурных, промышленных, образовательных организаций, а также бизнес-структур. Это очень мотивирует ребят, которые видят, как проект реализуется с момента разработки до внедрения в реальную жизнь.
Сотрудничает школа и с другими регионами, например с удмуртской деревней Сеп, где открылся центр SEP COMMUNITY, который помогает развитию местного сообщества. Один из его проектов – Мятный институт. Его придумали преподаватели «Точки» художник Илья Гришаев и дизайнер Александра Бубнова. В Мятном институте сепские и пермские ребята изучают техники и технологии современного дизайна, фотографии, особенности работы с глиной, деревом, светом, звуком. В результате проекта получится система навигации для деревни Сеп и ее знаковых мест.
Ученики «Точки» постоянно участвуют во всех российских профильных конкурсах и традиционно завоевывают призовые места. Ежегодно «Точка» проводит и свой Всероссийский конкурс дизайна для школьников «Точка внимания». А еще школа организует большие выставки работ учащихся. В прошлом году одна из них под названием «ИДИ» (искусство и дизайн) прошла в Музее современного искусства PERMM.
В «Точке» инструменты дизайна перенесены на школьные предметы. Например, в рамках предмета «Технология» выделен модуль «Инжиниринг», где выполняются проекты от идеи до продукта и его продвижения. На физике школьники делают с педагогом и дизайнером камеру-обскуру. На русском языке разрабатывают логотипы для сложных слов. В этом году объединили три предмета – изо, технологию и информатику, в рамках которых дети создают настольную игру. На изо они ее рисуют, на информатике выполняют графический формат, а на технологии воплощают в жизнь.
Самое важное, чему учит «Точка», – уходить от шаблонов, не бояться ошибок и творчески находить решение любой проблемы. Так, ученица школы Евгения Радостева придумала проект аксессуаров из переработанных пластиковых пакетов и разработала собственный бренд «Перепакет». Теперь из ненужного пластика Евгения делает сумки, пеналы, органайзеры, обложки для блокнотов и даже сережки!
Название «Точка» придумал Эркен Кагаров. Это имя – символ начала всего. Каждый рисунок начинается с точки. Каждый шаг делается из точки и в точку ведет. Точка – начало всего, альфа и омега, старт в будущее и поиск себя. То же самое можно сказать и о школе «Точка», оправдавшей свое название.
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии