search
main
0

Точка кипения – новые профессии в образовании

В Агентстве стратегических инициатив на дискуссионной площадке «Точка кипения» состоялся круглый стол «Будущие профессии в образовании», в рамках которого ведущие специалисты по развитию образования и новых профессий обсудили, как изменится рынок труда в одной из крупнейших отраслей российской экономики – сфере образования: какие новые профессии будут востребованы, как изменятся старые профессии; как основные силы, влияющие на развитие образования, – экономические, технологические, политические и культурные – могут изменить коренные представления об образовании и о том, какие специалисты в нем будут нужны. В дискуссии на круглом столе приняли участие директор ФИРО Александр Асмолов, руководитель Высшей школы менеджмента Сергей Филонович, руководитель проекта «Глобальный форсайт образования» Павел Лукша, почетный член Американского общества философов образования Александр Сидоркин, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин, руководитель образовательных проектов АСИ Владимир Солодов, разработчики «Атласа новых профессий» Александр Русинов и Алексей Гусев.

Впервые в России Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Форсайт (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.Основные принципы форсайта:    будущее зависит от прилагаемых усилий – его можно создать;    будущее вариативно – оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон;    есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно; можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.Именно исходя из этих принципов, «Атлас новых профессий» показывает будущее, которое планируют совместно создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития – освоения новых рынков, выпуска новых продуктов, применения новых технологий.Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования и были собраны в «Атлас новых профессий».Составление «Атласа новых профессий» стало событием нынешнего года, так как нынче выбор вуза, колледжа и иного учебного заведения для молодежи становится все более ответственным делом, ведь после учебы предстоит найти работу, а это возможно только тогда, когда полученная профессия соответствует спросу работодателей. «Атлас…» – по сути дела, некий альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, который, по замыслу его разработчиков, должен помочь понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает, некоторые профессии, которые вчера были неизвестны, сегодня становятся популярными и высокооплачиваемыми. «Атлас…» в этом смысле стремится помочь ответить на вопросы: какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованными специалистами в новом мире, его разработчики считают «Атлас…» неким полем возможностей, в котором человек может построить собственную траекторию движения в интересное будущее.Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование, есть еще много важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство) и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем и где также будут происходить значительные изменения. Разработчики предполагают, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным. «Атлас…» может стать одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить. Первая часть «Атласа…» посвящена профессиям, которые будут возникать в ближайшие годы в наиболее перспективных, высокотехнологичных и быстрорастущих отраслях российской экономики. Каждой отрасли отводится отдельный раздел, в начале которого вы можете ознакомиться с кратким прогнозом развития отрасли до 2030 года, узнать, какие новые технологии и тенденции оцениваются отраслевыми экспертами и работодателями как наиболее интересные и перспективные.Для каждой отрасли в «Атласе…» приводится перечень новых профессий с кратким описанием их рабочих задач. Список этих профессий не окончательный и исчерпывающий (вполне возможно, могут появиться и другие профессии и специализации), однако он иллюстрирует те важные изменения, которые ожидают отрасль в ближайшие годы.Специалисту нужен набор знаний, навыков и умений, дающий возможность найти работу в разных отраслях /на стыке отраслей, а также набор знаний, умений и навыков, позволяющий работать в одной отрасли. Кроме того, ему нужны надпрофессиональные навыки и умения – универсальные навыки, которые важны для специалистов самых разных отраслей, овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. В «Атласе…» приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего. Это:- системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе системная инженерия);- навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);- умение управлять проектами и процессами;- программирование ИТ-решений / управление сложными автоматизированными комплексами / работа с искусственным интеллектом;- клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;- мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах);- умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;- работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем);- способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;- бережливое производство.Конечно, очень интересны прогнозы по системе образования. Образование традиционно считается крайне консервативной сферой, но в связи с приходом новых информационных и коммуникационных технологий оно начинает претерпевать сильные изменения. Во-первых, в образовании начинают применять инструменты обучения с привлечением ИТ: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Помимо привычного обучения навыкам и знаниям новые инструменты позволяют развивать когнитивные навыки и осваивать продуктивные состояния сознания. Во-вторых, информационные технологии позволяют сделать образование индивидуализированным, когда содержание и процесс обучения подстроены под запросы учащегося и его индивидуальные особенности (скорость обучения, предпочтение формы обучения). В-третьих, в образовании активно внедряются игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более всесторонне и эффективно осваивать изучаемый предмет. В-четвертых, образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, оказывается все более предметным и практико-ориентированным, поэтому в центре такого образования оказываются реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Наконец, образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни.В образовании будущего присутствуют:- индивидуальные траектории обучения;- дистанционные школы и университеты;- игровые среды – онлайн и в дополненной реальности;- электронные наставники.Помимо привычного обучения навыкам и знаниям новые инструменты позволяют развивать когнитивные навыки и осваивать продуктивные состояния сознания.Новые профессии в образовании:Модератор – специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы для обеспечения усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности.Разработчик образовательной траектории – профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок, на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.Организатор проектного обучения – специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала – необходимая поддерживающая деятельность.Координатор образовательной онлайн-платформы – специалист внутри образовательного учреждения или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам/дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы.Ментор стартапов – профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.Игромастер – специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических), сопровождению игр с использованием симуляторов.Игропедагог – специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем, а в школах будет замещать традиционного учителя.Тренер по майнд-фитнесу – специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.Разработчик инструментов обучения состоянием сознания – создает программы и оборудование (например, устройства биологической обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состоянием сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности).Конечно, сразу возникает вопрос, где можно получить такое базовое образование и приобрести такие специальности? Разработчики «Атласа…» дают такие рекомендации. Хотя в России много педагогических вузов, пишут они, ни один из них не готовит специалистов по новой педагогике (а многие и сопротивляются освоению новых методов обучения). Поэтому тем, кто хочет заниматься новым образованием, нужно получить качественное системное образование в одном из ведущих вузов страны, а потом войти в сообщества практиков нового образования и получить необходимые навыки в реальной деятельности. Тем не менее если соискатели захотят работать в школе, без педагогического образования их туда не допустят, поэтому разработчики приводят список вузов, которые считаются лидерами в этой области. Это: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова.От редакции. Мы считаем, что в список инновационных вузов совершенно незаслуженно не включен Московский городской педагогический университет. Поэтому один из ближайших номеров мы посвятим этому вузу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте