Оксана ПШЕНИЧНАЯ, учитель изобразительного искусства школы №498: Для того чтобы определить, что можно отнести к культурным ценностям, думаю, будет правильным разобраться с понятием, что же такое культура.
Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Слово «культура» Николай Константинович Рерих расшифровал как «почитание света» («культ» – почитание, «ур» – свет). В традиционном понимании слово «культура» (от латинского «Culture») первоначально означало возделывание, обработку почвы. Впоследствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, то есть «возделывание человека».
Многим культура представляется некой системой правил, начиная с приличного разговорного языка и заканчивая манерой поведения за столом, то есть отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или художественной культуре, отождествляя с музеями и библиотеками. В общем и целом культура – настоящий букет характеристик, слагающийся из черт, к которым можно подойти с самых разных точек .
Одна из составляющих культурного наследия человечества – изобразительное искусство. Воздействуя на человека зрительными образами, изобразительное искусство стало универсальным языком общения. Зрители, не владеющие языком художника, тем не менее без труда понимают его произведение. Однако этот универсальный язык имеет свои конструкционные единицы. Возможно, секрет универсальности искусства как языка именно в этом? И в том, что ребенок в самом начале, еще на неосознанном уровне, овладевает этими языковыми единицами, проделывая путь развития человечества, так сказать, в миниатюре?
В маленькой руке ребенка оказался карандаш, а перед ним – девственно чистый лист. И вот на нем появляется точка. Геометрическая точка – это невидимый объект.
В материальном смысле точка равна нулю. Но в то же время это объект.
В материальном смысле точка равна нулю. Но в то же время это символ разрыва между речью и молчанием.
Звук молчания, привычно связанного с точкой, столь громок, что полностью заглушает все прочие ее свойства.
Тем не менее вырванная из строки точка набирает разбег – из одного мира в другой, где она идет как самостоятельный объект по новым законам. Это мир живописи.
Точка – результат первого столкновения художественного орудия с материальной плоскостью, с грунтом. Обозначить внешние границы точки невозможно. Размеры и форма точки меняются, и то, что могло быть точкой на чистом листе, становится плоскостью, если рядом с ней появляется очень тонкая линия.
Трудно быть точкой, легко быть линией, ибо в нашем мире все движется, и каждая точка при своем движении проводит какую-нибудь мировую линию. Но геометрическая линия – невидимый объект. Она след перемещающейся точки. Здесь произошел скачок из статики в динамику.
Таким образом, линия – величайшая противоположность живописного первоэлемента – точки.
Как разнообразен мир линий – прямых, ломаных, кривых, волнообразных! Линия может быть и пульсирующей, и четкой, и тонкой, и утолщенной.
И вновь возникает вопрос, не имеющий точного ответа: «Когда умирает линия и на свет появляется плоскость?»
Как и ответ на вопрос: «Когда заканчивается река и начинается море?»
Границы неясны и подвижны. Здесь все зависит от пропорций – так же, как было с точкой.
«Сложно!» – скажете вы. А ребенок не задумывается, он творит. Творит самозабвенно и наивно. Он еще не знает языка, а уже говорит. Еще немного, и он придет в школу, приобщится к русской художественной культуре и культуре других стран, станет наследником духовных ценностей, доставшихся нам от предыдущих поколений.
Комментарии